Корпоративные закупщики: ОАО «ЦентрТелеком»

Общая информация об участнике

ОАО «ЦентрТелеком» — крупнейший оператор стационарной связи в Российской Федерации. Компания оказывает широкий спектр услуг связи и обеспечивает доступ к мировым информационным ресурсам частным клиентам, бизнес­структурам и государственным органам в пределах Центрального федерального округа. По данным «Эксперт РА» ОАО «ЦентрТелеком» занимает 77 место в списке крупнейших российских компаний по величине рыночной стоимости1.

ОАО «ЦентрТелеком» имеет 15 региональных филиалов. Компания владеет развитой телекоммуникационной инфраструктурой в наиболее густонаселенном регионе России, где проживает около 20% населения страны. Среди пользователей услуг ОАО «ЦентрТелеком» насчитываются 6,6 млн. абонентов фиксированной связи, 3 млн. абонентов проводного вещания, 123,5 тыс. абонентов сотовой связи, 71,5 тыс. абонентов кабельного телевидения и более 270 тыс. пользователей услуги широкополосного доступа в Интернет по технологии ADSL 2+.

1По состоянию на 31 августа 2007 г

Рисунок 1
Динамика стоимости акций ОАО «ЦентрТелеком» (ESMO) на РТС: ноябрь 2006 — ноябрь 2007

«ЦентрТелеком» успешно работает во всех сегментах телекоммуникационного рынка, предоставляя услуги местной и внутризоновой телефонной связи, документальной связи, передачи данных, интеллектуальные услуги, ISDN, доступ в Интернет по коммутируемым и выделенным каналам, а также обеспечивает кабельное телевидение, проводное и эфирное вещание, предоставляет в аренду каналы связи.

«ЦентрТелеком» — публичная компания, ценные бумаги которой обращаются в Российской торговой системе, на Московской межбанковской валютной бирже, размещены на мировых фондовых рынках по программе депозитарных расписок.

Руководитель Генеральный директор
Мартиросян Ваагн Артаваздович
Доход компании, млн. руб. (9 мес. 2007) 23 781,16
Прирост дохода 2006—2007, млн. руб.2 3 301,61 (16,12%)
Прибыль до вычета процентов налогов и амортизации (EBITDA), млн. руб. (9 мес. 2007) 9 218,19
Чистая прибыль, млн. руб. (9 мес. 2007) 3 157,72
Капитализация3, млн. USD 1 731,0
Отношение капитализации к объему реализации (P/S ratio 2007)4 1,82
Отношение капитализации к чистой прибыли (P/E ratio 2007)5 13,68

Таблица 1
Общая информация об участнике

2 По сравнению с периодом 01.01.06 — 01.10.06.

3По состоянию на 1 октября 2007 г.

4 По состоянию на 1 октября 2007 г.

5По состоянию на 1 октября 2007 г.

Стратегические задачи закупочной политики.

Политика ОАО «ЦентрТелеком» в отношении закупок ориентирована на построение эффективных моделей конкурентных отношений с поставщиками, которые позволяют компании минимизировать затраты по регулярным и инвестиционным закупкам. Компания стремится добиться наиболее рационального соотношения между стоимостью закупок, качеством поставок и рисками, связанными с закупками у различных поставщиков.

Принципы управления закупками.

Система корпоративного снабжения ОАО «ЦентрТелеком» базируется на следующих принципах:

  • максимальная централизация закупок структурных единиц компании;
  • необходимость деления закупок на «стратегические» и «нестратегические» закупки;
  • необходимость определения наиболее целесообразного способа закупки для каждой номенклатурной группы;
  • важность принятия решений о выборе контрагентов на объективной основе (использование автоматизированных методов выбора контрагента в тех случаях, когда это возможно);
  • проведение «нестратегических закупок» на открытых конкурентных процедурах.

Организация системы закупок.

Система закупок ОАО «ЦентрТелеком» является централизованной и включает в себя все структурные единицы компании, расположенные в 15 регионах Центрального федерального округа. С 2006 года закупки товаров и услуг для нужд филиалов компании производятся Генеральной дирекцией ОАО «ЦентрТелеком», что позволило унифицировать процедуры размещения корпоративных заказов и повысить контроль над использованием выделяемых на эти цели средств. Централизация положительно сказалась на оперативных показателях компании и позволила рационализировать затраты на совершение закупок.

Система закупок ОАО «ЦентрТелеком» проводит четкое разграничение между «стратегическими закупками», связанными с критически важными для основной деятельности компании потребностями, и «нестратегическими» закупками материально­технических ресурсов, предназначенных для обеспечения второстепенных потребностей компании.

Продукция, закупаемая в качестве сырья, материалов и оборудования, используемого в технологической цепи компании, а также товары и услуги, не являющиеся сырьем или материалами технологического процесса, но обладающие ярковыраженной отраслевой спецификой, как правило, классифицируются как стратегические закупки. Продукция и услуги конечного потребления, не обладающие отраслевой спецификой и торгуемые на сформировавшихся конкурентных рынках, в большинстве случаев попадают в категорию нестратегических закупок.

Различия между этими двумя широкими группами закупок определяют критерии выбора методов планирования закупочных потребностей, формирования заказов и способов их размещения. Во многих случаях, особенно когда речь идет о закупках критически важных товаров, стратегические закупки проводятся в закрытом формате, а поставщик выбирается из числа компаний, с которыми выстроены долгосрочные отношения стратегического характера.

Иначе обстоит дело при закупке нестратегических товаров. В этом случае акцент делается на максимальном использовании конкурентных инструментов и достижении экономической эффективности в форме экономии средств. При осуществлении нестратегических закупок ОАО «ЦентрТелеком» придерживается принципов информационной и процедурной открытости, стремясь создать оптимальные условия для равноправной конкуренции между поставщиками.

Лучшие практики.

С 2006 года ОАО «ЦентрТелеком» регулярно проводит закупки нестратегических товаров на электронных аукционах. Если в 2006 году ОАО «ЦентрТелеком» проводило преимущественно разовые закупки для обеспечения потребностей того или иного филиала компании, то в 2007 году основной объем закупок на электронных аукционах составляли плановые централизованные закупки для всей филиальной сети.

Из числа «нестратегических» закупок электронные торги проводились на поставку таких товаров как офисная бумага, расходные материалы для оргтехники, канцелярские товары, питьевая вода и другие товары нестратегического профиля. Компания провела два крупных электронных аукциона на закупку услуг клининга и технического обслуживания объемом торгов 116,160 млн. руб. и 259,387 млн. руб. соответственно. Эти аукционы стали самыми крупными электронными торгами, проведенными в режиме реального времени в российском Интернете.

Электронные аукционы ОАО «ЦентрТелеком» характеризовались высокой эффективностью затрат, что позволило компании добиться существенной экономии по нескольким товарным направлениям закупок. Средний уровень экономии составил 5,44% от значения начальной цены, среднее число участников составило 8,14 поставщиков на 1 лот.

Интервью

  • Как компания определяет прозрачность и эффективность корпоративных закупок?

  • Электронная форма закупок достаточно эффективный инструмент. Она позволяет снизить издержки и обеспечивает недискриминационный доступ участников и конкурентность самих торгов, что приводит к повышению эффективности закупок. Система электронных закупок уже нашла широкое применение во многих крупных компаниях различных отраслей экономики, и «ЦентрТелеком» — не исключение. Являясь одной из крупнейших российских компаний, мы заинтересованы в реализации проектов, направленных на повышение уровня прозрачности бизнеса. Организация и проведение электронных закупок позволили нам эффективно дополнить комплекс мер, осуществляемых компанией в целях оптимизации расходов и повышения уровня транспарентности. Также, благодаря электронным торгам, был создан необходимый базис для более обоснованного определения стоимости закупок.

  • Что делает компания для поддержания высокого уровня прозрачности и эффективности закупок?

  • Сегодня значительная часть закупок компании осуществляется с использованием системы открытых конкурсов и электронных аукционов. Это не только позволяет нам контролировать расходы «ЦентрТелекома», но и снижает риск взаимодействия компании с недобросовестными поставщиками. Тщательно разработанная конкурсная документация, подготовка которой осуществляется в тесном контакте с рядом ведущих консультантов, также дает нам возможность привлекать к участию в конкурсах и аукционах крупнейших участников рынка, специализирующихся на поставках необходимых компании товаров и услуг. Кроме того, мы гарантируем участникам проводимых конкурсных торгов возможность наблюдения за ходом оценки предварительных заявок, а работа конкурсных комиссий позволяет полностью исключить влияние субъективного фактора при определении контрагентов.

  • Каковы планы развития системы закупок компании?

  • В течение 2008 года мы продолжим проводить торги в электронной форме на приобретение компанией различных товаров и услуг. Этот формат удачно зарекомендовал себя и позволяет нам более успешно управлять системой расходов компании.

Мартиросян Ваагн Артаваздович,
Генеральный директор ОАО «ЦентрТелеком»

Threesome