Корпоративные закупщики: ОАО «КОМСТАР — Объединенные ТелеСистемы»

Общая информация

ОАО «КОМСТАР — Объединенные ТелеСистемы» — крупнейший по финансовым показателям и абонентской базе мультисервисный оператор связи в Москве и Московской области.

На сегодняшний день дочерние компании и филиалы «КОМСТАР–ОТС» работают в Московской, Ивановской, Калужской областях, в Санкт­Петербурге, Самаре и Самарской области, Саратовской и Тюменской областях, в Краснодарском крае. За пределами Российской Федерации компания имеет активы в Украине и Армении.

Во всех регионах присутствия «КОМСТАР–ОТС» выступает как поставщик эффективных комплексных телекоммуникационных решений и осуществляет деятельность по единым стандартам.

В Группу компаний «КОМСТАР–ОТС» входят ОАО «Московская Городская Телефонная Сеть» (МГТС) — лидер московского рынка фиксированной связи и компания «КОМСТАР­Директ» — крупнейший поставщик услуг широкополосного доступа в Интернет в России.

Рисунок 1
Динамика стоимости акций ОАО «КОМСТАР–ОТС» (CMST) на РТС: ноябрь 2006 — октябрь 2007

«КОМСТАР–ОТС» предоставляет корпоративным клиентам и частным пользователям услуги телефонии, передачи данных, доступа в Интернет, платного телевидения и другие дополнительные услуги, используя собственную сеть нового поколения NGN и доступ к «последней миле» в 96% московских домохозяйств.

«КОМСТАР–ОТС» работает с самыми разными категориями потребителей — от частных пользователей до крупных корпораций с разветвленной сетью филиалов. Компания осуществляет проекты по телефонизации офисов, созданию полномасштабных корпоративных сетей связи, комплексному телекоммуникационному оснащению объектов жилой и коммерческой недвижимости, а также предлагает целый спектр продуктов для домашнего пользования.

Абонентская база «КОМСТАР–ОТС» по состоянию на конец второго квартала 2007 года включает 3,6 млн. абонентов МГТС, около 40 тыс. клиентов «КОМСТАР­Москва», более 510 тыс. пользователей доступа в Интернет «КОМСТАР­Директ» и более 90 тыс. региональных и международных абонентов.

Ценные бумаги «КОМСТАР ­ Объединенные ТелеСистемы» торгуются на Московской и Лондонской фондовых биржах под тикером CMST.

Консолидированная выручка группы компаний в 2006 году составила $1,12 млрд.

Руководитель Президент
ОАО «КОМСТАР–ОТС»
Приданцев Сергей Владимирович
Доход компании за первое полугодие 2007 г., млн. USD 708,0
Прирост дохода за 6 месяцев 2007 года1 ,% 32
EBITDA (за 6 месяцев 2007 года), млн. USD 303,6
Чистая прибыль2 (6 месяцев 2007 года), млн. USD 75,3
Капитализация3, млрд. USD 5,3
Отношение капитализации к объему реализации 7,4
Отношение капитализации к чистой прибыли 69,9

Таблица 1
Общая информация об участнике

1Значение приводится по сравнению с 1 полугодием 2006 года.

2Значение приводится без учета неденежного эффекта переоценки опциона «пут и колл».

3Данные по капитализации приводятся по состоянию на 29 октября 2007 года.

Принципы управления закупками.

Система закупок ОАО «КОМСТАР–ОТС» основывается на следующих принципах и предпосылках:

  • централизация закупок бизнес единиц компании;
  • снижение производственных издержек;
  • выбор поставщиков на конкурентной основе;
  • внедрение новейших технологий для управления корпоративными закупками.

Организация системы закупок.

В настоящее время закупочная деятельность ОАО «КОМСТАР–ОТС» регламентируется законодательством Российской Федерации, внутренними положениями о подразделениях и утвержденными процедурами. Были разработаны и утверждены следующие основополагающие внутренние положения:

  • «Положение о выборе контрагентов по планируемым к заключению договорам поставки, подряда и возмездного оказания услуг для ОАО «КОМСТАР–ОТС»;
  • «Положение о Комиссии по выбору контрагентов по планируемым к заключению договорам поставки, подряда и возмездного оказания услуг для ОАО «КОМСТАР–ОТС»;
  • Положение о Комитете по закупкам и тендерам при Совете Директоров ОАО «КОМСТАР–ОТС».

Планы компании по оптимизации корпоративной системы закупок потребовали создания новых институтов при Совете директоров и Правлении компании, профильных структурных подразделений и специальных рабочих комитетов. Эти шаги привели к усилению контроля акционеров над закупочной политикой компании и сформировали ключевые организационные элементы централизованного управления закупками всех компаний, входящих в группу компаний «КОМСТАР–ОТС».

До 2007 года основным инструментом проведения закупок ОАО «КОМСТАР–ОТС», дочерних компаний и филиалов являлась ERP­система ORACLE e­business suite. На данный момент в систему закупок Группы были интегрированы новые инструменты и технологии, ориентированные на проведение экономически эффективных конкурентных торгов. Основными инструментами осуществления закупочной деятельности являются:

  • ERP-система Oracle E-Business Suite. Для обеспечения прозрачности, эффективности и контролируемости закупок все расходы компании осуществляются через ERP­систему Oracle E­Business Suite (OEBS).

    OEBS позволяет проводить автоматический запрос коммерческих предложений у контрагентов и отражать их результаты в системе. Дополнительными функциями ERP­системы является автоматическое информирование поставщиков о проводимых конкурсных закупках и автоматическая закупка ресурсов по электронному каталогу.

    OEBS является основой внутреннего информационного пространства системы закупок: в любой момент времени любой контролирующий орган может получить исчерпывающую информацию по любой закупке, проводившейся в компании через систему.

С 2007 года:

  • Комиссия по выбору контрагентов. При Правлении компании организована Комиссия по выбору контрагентов по планируемым к заключению договорам поставки, подряда и возмездного оказания услуг. В состав Комиссии входят представители не только ОАО «КОМСТАР–ОТС», но и независимые эксперты. В полномочия Комиссии входит рассмотрение закупок стоимостью свыше 3 млн. рублей.
  • Комитет по закупкам и тендерам при Совете Директоров. Комитет является профильным институтом при ОАО «КОМСТАР­ОТС». В компетенцию Комитета входит рассмотрение закупок свыше 1 млн. USD.
  • Электронные торговые площадки. В настоящее время заключены договоры с ЗАО «Система электронных торгов» и с ЗАО «Амбит–Сервис». Практически вся номенклатура товаров общехозяйственного назначения, а также услуги выносятся на электронные торги.
Совокупный объем закупок, млн. руб 56 000
Доля закупок в форме конкурса / запроса котировок в совокупном объеме закупок, % 77,33
Доля закупок у единственного источника в совокупном объеме закупок, % 22,77

Таблица 2
Основные показатели системы закупок

Интервью

  • Как компания «КОМСТАР–ОТС» определяет прозрачность корпоративных закупок?

  • Прозрачность закупок — это корпоративный стандарт публичной компании. Процессы корпоративного снабжения должны быть прозрачны для контрагентов компании, менеджмента, акционеров и инвесторов, поскольку прозрачность закупок влияет на эффективность затрат компании.

    Для «КОМСТАР–ОТС» прозрачность означает, что менеджмент компании полностью контролирует закупочный процесс, объективно определяет потребности и отслеживает результаты закупок. Информация по каждой закупке должна автоматически обрабатываться информационной системой, а история закупки — анализироваться специалистами компании.

    Прозрачная система закупок ориентирована на увеличение конкурсных процедур. Доля конкурсных закупок может различаться для различных компаний, однако любая прозрачная компания отличается от большинства стремлением к проведению конкурентных закупок во всех случаях, когда это экономически обосновано.

  • Какие конкретные шаги предпринимает компания для обеспечения высокой эффективности закупок?

  • Для осуществления планов компании по оптимизации системы закупок при Совете директоров и Правлении компании были созданы профильные институты — Комитет по закупкам и тендерам и Комиссия по выбору контрагентов. Их предназначение — направлять реорганизацию и внедрять передовые стандарты управления в систему закупок. Действующая при Правлении Комиссия по выбору контрагентов также стала инструментом централизации корпоративных закупок: через нее проводятся закупки свыше 3 млн. руб.

    Профильные институты при Совете директоров и Правлении предоставили акционерам компании, включая миноритарных акционеров, инструменты прямого контроля над корпоративными закупками. Например, в Комиссии по выбору контрагентов обязательно присутствуют независимые директора. Для экспертной проработки специальных вопросов, таких как, например, определение наиболее предпочтительного подхода к выбору поставщиков для той или иной номенклатурной группы, были созданы специальные рабочие комитеты.

    Помимо изменений, внесенных в организационную структуру компании, мы приступили к проведению закупок на электронных торговых площадках. Была определена номенклатура, выносимая на электронные торги, проведены пилотные электронные аукционы, и сейчас формируются планы-графики проведения электронных торгов.

  • Каковы планы развития системы закупок компании?

  • Наша компания придает большое значение профессиональному управлению корпоративными закупками. За этот год была проделана большая работа по развитию корпоративной системы закупок. По сути, можно говорить о масштабной реорганизации системы закупок на уровне всех компаний группы, которая предусматривает постепенный переход от автоматических закупок через ERP-систему к открытым тендерным процедурам.

    Компания приняла стратегическое решение о необходимости развития конкурсных методов закупок как основного подхода к выбору поставщиков. Теперь важно распределить весь объем закупаемой номенклатуры по наиболее целесообразным формам закупок: открытые конкурсные процедуры, автоматические закупки по электронному каталогу ERP-системы, электронные аукционы, конкурентные запросы предложений и т.д. Тем самым, для каждой номенклатурной группы должен быть четко определен экономически оптимальный метод закупки.

    Мы планируем развивать практику закупок на электронных торговых площадках. Это позволит максимизировать прямую экономию по закупкам некоторых видов нестратегических товаров, работ и услуг.

Приданцев Сергей Владимирович,
Президент ОАО «КОМСТАР — Объединенные ТелеСистемы»

Threesome