2015 | Россия | Национальный рейтинг прозрачности закупок

Методология расчёта НРПЗ 2015.

Основным методом анализа, принятым в данном исследовании, является «перекрестный анализ» — сравнительный анализ показателей участников, принадлежащих к одному классу закупщиков. Перекрестный анализ показателей позволяет отследить влияние нерыночных факторов, включая коррупцию, на процессы размещения заказов и на основе статистического анализа выдвинуть предположения об их причинах, последствиях и возможных путях устранения.

При составлении Рейтинга используются данные публичных официальных источников, в том числе официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС, www.zakupki.gov.ru), официальных сайтов участников, а также данные, предоставленные участниками в форме собственноручно заполненных анкет.

 

Раздел 1. Федеральные, региональные, муниципальные закупщики

Для федеральных, региональных и муниципальных закупщиков устанавливаются единые критерии оценки, т.к. все они действуют в рамках одного правового поля, но в силу специфики размещения заказа на разных уровнях, рейтинг не является сводным, а формируется отдельно по каждому классу государственного сектора закупщиков.

Для оценки федеральных, региональных и муниципальных заказчиков, закупки которых регламентируются единым набором нормативных правил, обеспечивающих в числе прочего высокую степень информационной открытости процедур, использовались в основном данные и показатели, характеризующие интенсивность конкуренции на процедурах, степень результативности конкурсных процедур, степень фильтрации заявок на участие в процедурах, экономическую эффективность процедур.

Число участников, допущенных к конкурентным процедурам (Критерии 1, 2, 3, 4), является одним из основных показателей уровня конкуренции в системе закупок каждого из участников. При незначительном влиянии не рыночных факторов таких, как административные барьеры и коррупция, которые действуют в качестве фильтров, ограничивающих возможности участия тех или иных поставщиков в процедурах, уровень конкуренции должен определяться конкурентными показателями рынка закупаемой продукции или услуг. Ситуация, при которой закупки товаров на конкурентных рынках сопровождаются участием минимально допустимого количества поставщиков, прямо указывает на влияние не рыночных факторов, включая коррупционный фактор.

Низкое число участников, не допущенных к конкурентным процедурам (Критерии 5, 6, 7, 8), является показателем уровня ограничения к участию в процедурах потенциальных поставщиков со стороны административного аппарата. Таким образом, можно предполагать, что чем выше данный показатель, тем больше проявляется коррупционный фактор на потенциальных поставщиках данного участника рейтинга.

Низкое число участников, не допущенных к конкурентным процедурам (Критерии 5, 6, 7, 8), является показателем уровня ограничения к участию в процедурах потенциальных поставщиков со стороны административного аппарата. Таким образом, можно предполагать, что чем выше данный показатель, тем больше проявляется коррупционный фактор на потенциальных поставщиках данного участника рейтинга.

Данный показатель отражает реальный объем заказа, размещенного участником в форме электронного аукциона. Рейтинг прозрачности признает электронный аукцион наиболее конкурентной, прозрачной и открытой формой размещения заказа в настоящее время.

Данный показатель отражает реальный объем заказа, размещенного участником Рейтинга в формах открытого конкурса и повторного конкурса. Чем выше данный показатель, тем более ответственно участник Рейтинга подходит к выбору поставщика для удовлетворения своих потребностей.

Данный показатель отражает реальный объем заказа, размещенного участником Рейтинга в форме открытого двухэтапного конкурса. Чем выше данный показатель, тем в большей степени заказчик стремится к максимальному результату от проведения процедуры и тем больше требований предъявляет к конечному продукту закупок.

Данный показатель отражает реальный объем заказа, размещенного участником Рейтинга в форме конкурса с ограниченным участием. Конкурс с ограниченным участием, как способ осуществления закупки, дает право заказчикам вводить дополнительные ограничения и требования, что негативно сказывается на конкурентной среде, и, следовательно, на конечной цене закупки.

Данный показатель отражает реальный объем заказа, размещенного участником Рейтинга в форме запроса котировок. Запрос котировок позволяет заказчикам проводить конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сжатые сроки. Рейтинг прозрачности признает запрос котировок наименее конкурентной формой размещения заказа, так как, по нашему мнению, с точки зрения экономии бюджетных средств, форма размещения заказа - запрос котировок, является наименее эффективной.

Данный показатель отражает реальный объем заказа, размещенного участником Рейтинга в форме запроса предложений. Запрос предложений позволяет заказчикам проводить конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по товарам, работам и услугам со сложными характеристиками в сжатые сроки и в случае признания повторного конкурса или электронного аукциона не состоявшимися. Чем выше данный показатель, тем больше вероятность некачественной работы по привлечению поставщиков, несвоевременного размещения заказа или намеренного некорректного составления закупочной документации, неоправданных или завышенных требований к поставщикам, и как конечной цели – переходу к закупке по упрощенной процедуре.

Показатель отражает объем заказа, размещенного по результатам процедур, признанных несостоявшимися вследствие отсутствия заявок на участие. Отсутствие заявок может означать, что при составлении документации к конкурентной процедуре заказчик указал заведомо невыполнимые условия, что может косвенно свидетельствовать о действиях участника Рейтинга, направленных на ограничение конкуренции по конкретной процедуре размещения заказа.

Показатель отражает объем заказа, размещенного по результатам процедур, в которых были отклонены все поданные заявки. Чем выше данный показатель, тем больше вероятность намеренного некорректного составления закупочной документации, неоправданных или завышенных требований к поставщикам, и как конечной цели – переход к закупке по упрощенной процедуре.

Показатель отражает объем заказа, размещенного по результатам процедур, признанных несостоявшимися вследствие подачи одной заявки. Чем выше данный показатель, тем выше вероятность того, что участник Рейтинга умышленно добивался участия только одного поставщика в процедурах. Объем заказа, размещенного у единственного поставщика без проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов), при этом не учитывается

Показатель отражает объем заказа, размещенного по результатам процедур, признанных несостоявшимися вследствие отклонения заказчиком всех поданных заявок кроме одной, признанной соответствующей. Чем выше данный показатель, тем выше вероятность того, что заказчик вступает в коррупционный сговор с потенциальными поставщиками. Объем заказа, размещенного у единственного поставщика без проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов), при этом не учитывается

Показатель отражает долю контрактов, заключенных по результатам процедур, признанных несостоявшимися вследствие подачи одной заявки или признания единственно соответствующей заявки, в общем количестве заключенных контрактов по итогам конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов). Чем выше данный показатель, тем выше вероятность того, что участник Рейтинга при осуществлении закупок использует коррупционные схемы и проводит неправомерную закупочную деятельность. Также высокое значение данного показателя может свидетельствовать о неправильной организации закупочной деятельности, низкой квалификации специалистов и халатности заказчика.

Показатель отражает стоимость контрактов, заключенных по результатам процедур, признанных несостоявшимися вследствие подачи одной заявки или признания единственно соответствующей заявки, в общей стоимости заключенных контрактов по итогам конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов).  Чем больше значение данного показателя, тем выше вероятность наличия закупочных процедур с признаками коррупционного сговора

Показатель отражает объем заказа, по которому были получены заявки на разъяснения. Показатель позволяет оценить уровень качества документации, составленной к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов).

Показатель отражает долю закупок, которые были размещены на ООС с нарушением срока публикации в соответствии с 44-ФЗ. Показатель отражает степень халатности специалистов участника Рейтинга к выполнению своих обязанностей в соответствии с законодательством в сфере размещения государственного и муниципального заказов.

Показатель отражает степень халатности специалистов участника Рейтинга к выполнению своих обязанностей в соответствии с законодательством в сфере размещения заказа

Данный показатель оценивает долю отклоненных заявок в каждой процедуре участника, с точки зрения уровня снижения стартовой цены каждой процедуры. Доля отклоненных заявок отражает возможный уровень ограничения конкуренции. Ограничение конкуренции можно констатировать только в случае, если оно сопровождается низким уровнем снижения стартовой цены процедуры.

Свяжитесь с нами для консультации

Мы всегда рады помочь, ответить на все интересующие Вас вопросы, дать рекомендации по улучшению закупочной деятельности.

РЕЙТИНГИ

2006       2012       2016

2007       2013       2017

2009       2014       2018

2010       2015       2019

КОНТАКТЫ

Оргкомитет:

org@nrpz.ru +7 (499) 288 13 28

Координатор:

Валяева Оксана 
o.valyaeva@nrpz.ru +7 (903) 688 60 73

НРПЗ

© 2006-2019

Организационный комитет проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок"