Методология расчёта НРПЗ 2016.

Основным методом анализа, принятым в данном исследовании, является «перекрестный анализ» — сравнительный анализ показателей участников, принадлежащих к одному классу закупщиков. Перекрестный анализ показателей позволяет отследить влияние нерыночных факторов, включая коррупцию, на процессы размещения заказов и на основе статистического анализа выдвинуть предположения об их причинах, последствиях и возможных путях устранения.

При составлении Рейтинга используются данные публичных официальных источников, в том числе официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС, www.zakupki.gov.ru), официальных сайтов участников, а также данные, предоставленные участниками в форме собственноручно заполненных анкет.

 

Раздел 1. Федеральные, региональные, муниципальные закупщики

Для федеральных, региональных и муниципальных закупщиков устанавливаются единые критерии оценки, т.к. все они действуют в рамках одного правового поля, но в силу специфики размещения заказа на разных уровнях, рейтинг не является сводным, а формируется отдельно по каждому классу государственного сектора закупщиков.

Для оценки федеральных, региональных и муниципальных заказчиков, закупки которых регламентируются единым набором нормативных правил, обеспечивающих в числе прочего высокую степень информационной открытости процедур, использовались в основном данные и показатели, характеризующие интенсивность конкуренции на процедурах, степень результативности конкурсных процедур, степень фильтрации заявок на участие в процедурах, экономическую эффективность процедур.

Число участников, допущенных к конкурентным процедурам (Критерии 1, 2, 3, 4), является одним из основных показателей уровня конкуренции в системе закупок каждого из участников. При незначительном влиянии не рыночных факторов таких, как административные барьеры и коррупция, которые действуют в качестве фильтров, ограничивающих возможности участия тех или иных поставщиков в процедурах, уровень конкуренции должен определяться конкурентными показателями рынка закупаемой продукции или услуг. Ситуация, при которой закупки товаров на конкурентных рынках сопровождаются участием минимально допустимого количества поставщиков, прямо указывает на влияние не рыночных факторов, включая коррупционный фактор.

Низкое число участников, не допущенных к конкурентным процедурам (Критерии 5, 6, 7, 8), является показателем уровня ограничения к участию в процедурах потенциальных поставщиков со стороны административного аппарата. Таким образом, можно предполагать, что чем выше данный показатель, тем больше проявляется коррупционный фактор на потенциальных поставщиках данного участника рейтинга.

Число участников, подавших свои заявки на участие в конкурентных процедурах (Критерии 9, 10, 11, 12), отражает реальный уровень конкурентной активности на процедурах участника Рейтинга, на которую не влияют не рыночные факторы. Чем выше данный показатель, тем выше конкурентная борьба между участниками процедур, что, в первую очередь, положительно влияет на возможность получения максимальной разницы между начальной максимальной ценой закупочной процедуры и ценой заключенного контракта.

Данный показатель отражает реальный объем заказа, размещенного участником в форме электронного аукциона. Рейтинг прозрачности признает электронный аукцион наиболее конкурентной, прозрачной и открытой формой размещения заказа в настоящее время.

Данный показатель отражает реальный объем заказа, размещенного участником Рейтинга в формах открытого конкурса и повторного конкурса. Чем выше данный показатель, тем более ответственно участник Рейтинга подходит к выбору поставщика для удовлетворения своих потребностей.

Данный показатель отражает реальный объем заказа, размещенного участником Рейтинга в форме открытого двухэтапного конкурса. Чем выше данный показатель, тем в большей степени заказчик стремится к максимальному результату от проведения процедуры и тем больше требований предъявляет к конечному продукту закупок.

Данный показатель отражает реальный объем заказа, размещенного участником Рейтинга в форме конкурса с ограниченным участием. Конкурс с ограниченным участием, как способ осуществления закупки, дает право заказчикам вводить дополнительные ограничения и требования, что негативно сказывается на конкурентной среде, и, следовательно, на конечной цене закупки.

Данный показатель отражает реальный объем заказа, размещенного участником Рейтинга в форме запроса котировок. Запрос котировок позволяет заказчикам проводить конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сжатые сроки. Рейтинг прозрачности признает запрос котировок наименее конкурентной формой размещения заказа, так как, по нашему мнению, с точки зрения экономии бюджетных средств, форма размещения заказа - запрос котировок, является наименее эффективной.

Данный показатель отражает реальный объем заказа, размещенного участником Рейтинга в форме запроса предложений. Запрос предложений позволяет заказчикам проводить конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по товарам, работам и услугам со сложными характеристиками в сжатые сроки и в случае признания повторного конкурса или электронного аукциона не состоявшимися. Чем выше данный показатель, тем больше вероятность некачественной работы по привлечению поставщиков, несвоевременного размещения заказа или намеренного некорректного составления закупочной документации, неоправданных или завышенных требований к поставщикам, и как конечной цели – переходу к закупке по упрощенной процедуре.

Показатель отражает объем заказа, размещенного по результатам процедур, признанных несостоявшимися вследствие отсутствия заявок на участие. Отсутствие заявок может означать, что при составлении документации к конкурентной процедуре заказчик указал заведомо невыполнимые условия, что может косвенно свидетельствовать о действиях участника Рейтинга, направленных на ограничение конкуренции по конкретной процедуре размещения заказа.

Показатель отражает объем заказа, размещенного по результатам процедур, в которых были отклонены все поданные заявки. Чем выше данный показатель, тем больше вероятность намеренного некорректного составления закупочной документации, неоправданных или завышенных требований к поставщикам, и как конечной цели – переход к закупке по упрощенной процедуре.

Показатель отражает объем заказа, размещенного по результатам процедур, признанных несостоявшимися вследствие подачи одной заявки. Чем выше данный показатель, тем выше вероятность того, что участник Рейтинга умышленно добивался участия только одного поставщика в процедурах. Объем заказа, размещенного у единственного поставщика без проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов), при этом не учитывается

Показатель отражает объем заказа, размещенного по результатам процедур, признанных несостоявшимися вследствие отклонения заказчиком всех поданных заявок кроме одной, признанной соответствующей. Чем выше данный показатель, тем выше вероятность того, что заказчик вступает в коррупционный сговор с потенциальными поставщиками. Объем заказа, размещенного у единственного поставщика без проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов), при этом не учитывается

Показатель отражает долю контрактов, заключенных по результатам процедур, признанных несостоявшимися вследствие подачи одной заявки или признания единственно соответствующей заявки, в общем количестве заключенных контрактов по итогам конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов). Чем выше данный показатель, тем выше вероятность того, что участник Рейтинга при осуществлении закупок использует коррупционные схемы и проводит неправомерную закупочную деятельность. Также высокое значение данного показателя может свидетельствовать о неправильной организации закупочной деятельности, низкой квалификации специалистов и халатности заказчика.

Показатель отражает стоимость контрактов, заключенных по результатам процедур, признанных несостоявшимися вследствие подачи одной заявки или признания единственно соответствующей заявки, в общей стоимости заключенных контрактов по итогам конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов).  Чем больше значение данного показателя, тем выше вероятность наличия закупочных процедур с признаками коррупционного сговора

Показатель отражает объем заказа, по которому были получены заявки на разъяснения. Показатель позволяет оценить уровень качества документации, составленной к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов).

Показатель отражает долю закупок, которые были размещены на ЕИС с нарушением срока публикации в соответствии с 44-ФЗ. Показатель отражает степень халатности специалистов участника Рейтинга к выполнению своих обязанностей в соответствии с законодательством в сфере размещения государственного и муниципального заказов.

Показатель отражает степень халатности специалистов участника Рейтинга к выполнению своих обязанностей в соответствии с законодательством в сфере размещения заказа

Данный показатель (Критерии 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34) оценивает снижение стартовой цены каждой исследуемой процедуры, с точки зрения, уровня конкурентной активности участников данной процедуры. Высокий процент снижения стартовой цены, равно как и низкий, говорит о неэффективности, свидетельствуя либо о демпинге со стороны участников размещения заказа, либо об изначальном завышении стартовой цены процедуры.

Показатель отражает объем заказа, который был отменен заказчиком до проведения конкурентных процедур. Отражает степень эффективности планирования и размещения заказа.

Критерий 36. Доля процедур, в наименовании лота которых встречаются умышленные нарушения

Показатель отражает объем заказа, в наименовании процедур(лотов) которых допущены орфографические и синтаксические ошибки явного характера. Данный факт напрямую свидетельствует о намеренном прямом ограничении конкуренции.

Для определения значения данного критерия проверяются наименования лотов закупщика в соответствии с правилами и требованиями русского языка.

Показатель отражает долю жалоб, поступивших на заказчика, в общем количестве проведенных закупочных процедур.

Критерий 38. Оценка требуемого ПО для просмотра прикрепленных документов к извещению о процедурах

Показатель отражает доступность к документации по процедурам или иным документам по мере необходимости установки на ПК дополнительного ПО для их просмотра.

Для определения значения данного критерия проверяется доступность к документации по  конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов) или иным документам, прикрепляемым к процедурам, по степени необходимости установки на персональный компьютер дополнительного программного обеспечения для их просмотра.

Показатель отражает долю размещенных конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов)к количеству заключенных контрактов. Отражает долю опубликованных процедур, которая не привела к заключению контракта.

Показатель отражает объем заказа, размещенного без проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов). Чем выше данный показатель, тем меньше бюджетных средств сэкономлено.

Показатель отражает объем заказа в суммарном эквиваленте между контрактами, заключенными по конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов) и закупкам у единственного поставщика. Число процедур  не всегда может являться показателем эффективности. Таким образом, чем большая сумма бюджетных средств осваивается через конкурентную процедуру, тем эффективнее работа.

Критерий 42. Доля контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства

Показатель отражает объем закупочных процедур, победителем которых являются субъекты малого предпринимательства. Косвенно данный показатель отражает долю участия государственных заказчиков в развитии малого и среднего предпринимательства.

Показатель отображает долю суммы контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства. Чем выше данный показатель, тем ответственнее заказчик осуществляет закупочную деятельность и соблюдает законодательство РФ, а именно ст. 30 закона 44-ФЗ (о преимуществах субъектов малого предпринимательства и обязательном минимальном размещении заказов у них).

Показатель отражает долю контрактов, заключенных заказчиком по начальной максимальной цене. Чем выше показатель, тем больше вероятность, того, что большая часть закупок осуществлялась с нарушениями, в условиях низкой конкуренции и использованием коррупционных схем.

Показатель отражает долю расторгнутых контрактов в общем количестве заключенных контрактов по итогам проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов). Данный показатель характеризует, насколько ответственно заказчик относится к выбору поставщиков и составлению документации.

Раздел 2. Заказчики в рамках 223-ФЗ

Для оценки закупщиков, осуществляющих размещение заказа в рамках 223-ФЗ, использовались данные, характеризующие степень информационной открытости и регламентированности закупочной деятельности компании, включая доступность различных видов информации о правилах проведения процедур, планируемых закупках, предстоящих конкурсных процедурах и заключенных контрактах на официальном сайте участника и в других открытых источниках, а также данные о степени использования конкурентных процедур.

 

Критерий 1. Наличие положения о закупках на ЕИС

 

Для заказчиков, ведущих свою закупочную деятельность в рамках Федерального закона №223-ФЗ, в соответствии с пунктом 10 статьи 8, в обязательном порядке требуется прикрепление положения о закупках на ЕИС.

 

Для определения значения данного критерия проверяются данные с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок.

 

 

Критерий 2. Наличие плана закупок на ЕИС

 

Для заказчиков, ведущих свою закупочную деятельность в рамках Федерального закона №223-ФЗ, в соответствии с пунктом 10 статьи 8, необходимо в обязательном порядке прикрепление плана закупок на ЕИС

 

Для определения значения данного критерия проверяются данные с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок.

 

 

Критерий 3. Наличие отчетности по договорам на ЕИС

 

Для заказчиков, ведущих свою закупочную деятельность в рамках Федерального закона №223-ФЗ, в соответствии с пунктом 10 статьи 8, необходимо в обязательном порядке прикрепление отчетности по договорам на ЕИС.

 

Для определения значения данного критерия проверяются данные с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок.

 

 

Критерий 4. Оценка требуемого ПО для просмотра прикрепленных документов к извещению

 

Показатель отражает доступность к документации по процедурам или иным документам по мере необходимости установки на ПК дополнительного ПО для их просмотра.

 

Для определения значения данного критерия проверяется доступность к документации по процедурам или иным документам, прикрепляемым к процедурам по степени необходимости установки на персональный компьютер дополнительного программного обеспечения для их просмотра.

Данный критерий показывает уровень доступности потенциальных поставщиков к участию в закупках заказчика, характеризует информационную открытость проведения процедур и степень автоматизации проведения закупочных процедур.

Данный показатель отражает объем заказа, размещенного участником в форме аукциона, проводимого в электронной форме. Рейтинг прозрачности признает электронный аукцион наиболее конкурентной формой размещения заказа в настоящее время.

Данный показатель отражает реальный объем заказа, размещенного участником Рейтинга в форме конкурса. Чем выше данный показатель, тем более ответственно участник Рейтинга подходит к выбору поставщика для удовлетворения своих потребностей.

*В данном критерии (9) в иные способы закупки включаются все виды закупочных процедур, за исключением электронных аукционов, конкурсов и закупок у единственного поставщика

Показатель выражает объем заказа, размещенного без проведения конкурса или электронного аукциона, которые являются наиболее конкурентными и эффективными процедурами. Показатель косвенно отражает качество работы с поставщиками и заинтересованности заказчика в конкурентных процедурах.

Число участников, допущенных к конкурентным процедурам, является одним из основных показателей уровня конкуренции в системе закупок каждого из участников. При незначительном влиянии не рыночных факторов, таких, как административные барьеры и коррупция, которые действуют в качестве фильтров, ограничивающих возможности участия тех или иных поставщиков в процедурах, уровень конкуренции должен определяться конкурентными показателями рынка закупаемой продукции или услуг. Ситуация, при которой закупки товаров на конкурентных рынках сопровождаются участием минимально допустимого по закону количества поставщиков, прямо указывает на влияние не рыночных факторов, включая коррупционный фактор.

Низкое число участников, не допущенных к конкурентным процедурам, является показателям уровня не препятствия к участию в процедурах потенциальных поставщиков со стороны административного аппарата. Таким образом, можно предполагать, что чем выше данный показатель, тем меньше сказывается коррупционный фактор на потенциальных поставщиках данного участника рейтинга.

Число участников, подавших свои заявки на участие в конкурентных процедурах, отражает реальный уровень конкурентной активности на процедурах участника Рейтинга, на которую не влияют не рыночные факторы. Чем выше данный показатель, тем выше конкурентная борьба между участниками процедур, что, в первую очередь, положительно влияет на возможность получения максимальной разницы между начальной максимальной ценой и ценой заключенного контракта.

Данный показатель оценивает снижение стартовой цены каждой исследуемой процедуры, с точки зрения уровня конкурентной активности участников данной процедуры. Высокий процент снижения стартовой цены, равно как и низкий, говорит о неэффективности, свидетельствуя либо о демпинге со стороны участников размещения заказа, либо об изначальном завышении стартовой цены процедуры.

Показатель отражает долю размещенных процедур к количеству заключенных контрактов. Отражает долю опубликованных процедур, которая не привела к заключению контракта.

Показатель отражает долю закупок, которые были отменены заказчиком до проведения процедуры. Отражает степень эффективности планирования и размещения государственного заказа.

Показатель отражает долю договоров, заключенных по конкурентным способам осуществления закупок. Чем выше данный показатель, тем эффективнее закупочная деятельность поставщика, тем больше экономия бюджетных средств и выше качество товаров, работ и услуг, предоставляемых поставщиками.

Показатель отражает долю договоров с единственным поставщиком. Чем выше данный показатель, тем меньше бюджетных средств сэкономлено.

Показатель отражает объем закупочных процедур, победителями которых являются субъекты малого предпринимательства.

Раздел 3. Коммерческие заказчики

Для оценки коммерческих заказчиков использовались данные, характеризующие степень информационной открытости и регламентированности закупочной деятельности компании, включая доступность различных видов информации о правилах проведения процедур, планируемых закупках, предстоящих конкурсных процедурах и заключенных контрактах на официальном сайте участника, а также данные, предоставленные участником в форме собственноручно заполненных анкет.

Число участников, допущенных к конкурентным процедура, является одним из основных показателей уровня конкуренции в системе закупок каждого из участников. При незначительном влиянии не рыночных факторов, таких, как административные барьеры и коррупция, которые действуют в качестве фильтров, ограничивающих возможности участия тех или иных поставщиков в процедурах торгов, уровень конкуренции должен определяться конкурентными показателями рынка закупаемой продукции или услуг. Ситуация, при которой закупки товаров на конкурентных рынках сопровождаются участием минимально допустимого по закону количества поставщиков, прямо указывает на влияние не рыночных факторов, включая коррупционный фактор.

Низкое число участников, не допущенных к конкурентным процедурам, является показателям уровня не препятствия к участию в процедурах потенциальных поставщиков со стороны административного аппарата. Таким образом, можно предполагать, что чем выше данный показатель, тем меньше проявляется коррупционный фактор на потенциальных поставщиках данного участника рейтинга.

Число участников, подавших свои заявки на участие в конкурентных процедурах, отражает реальный уровень конкурентной активности на процедурах участника Рейтинга, на который не влияют не рыночные факторы. Чем выше данный показатель, тем выше конкурентная борьба между участниками процедур, что, в первую очередь, положительно влияет на возможность получения максимальной разницы между начальной максимальной ценой и ценой заключенного контракта.

Данный показатель отражает реальный объем заказа, размещенного участником Рейтинга в форме торгов (электронных аукционов и конкурсов). Рейтинг прозрачности признает электронные аукционы и конкурсы самыми конкурентными формами размещения заказа.

Данный показатель отражает реальный объем заказа, размещенного участником Рейтинга в форме, отличной от ЭА и конкурса. Рейтинг прозрачности признает такую форму размещения заказа наименее конкурентной.

Показатель отражает объем заказа, размещенного у единственного поставщика. Чем больше закупок проведено через конкурентные процедуры, тем больше средств сэкономлено и тем больше исключающих коррупционный сговор факторов.

Показатель отражает долю размещенных процедур к количеству заключенных контрактов по процедурам. Отражает долю опубликованных процедур, которая не привела к заключению контракта.

Данный показатель оценивает снижение стартовой цены каждой исследуемой процедуры, с точки зрения уровня конкурентной активности участников данной процедуры. Высокий процент снижения стартовой цены, равно как и низкий, говорит о неэффективности, свидетельствуя либо о демпинге со стороны участников размещения заказа, либо об изначальном завышении стартовой цены процедуры.

Критерий 9. Наличие информационного блока о закупочной деятельности заказчика на официальном сайте организации.

Данный показатель показывает доступность к закупочной деятельности участника потенциальных поставщиков, информационную открытость проведения закупочных процедур.

Для определения значения данного критерия проверяются данные на официальном сайте организации.

Критерий 10. Наличие собственной электронной торговой площадки

Наличие собственной электронной торговой площадки является благоприятным фактором для развития конкурентной борьбы, повышения эффективности закупочной деятельности организации в целом. Как правило, наличие собственной электронной торговой площадки подразумевает использование конкурентных процедур и свидетельствует о высокой степени автоматизации закупочной деятельности.

Для определения значения данного критерия проверяются данные на официальном сайте организации.

Критерий 11. Наличие положения/регламента закупочной деятельности на официальном сайте организации

Данный показатель показывает открытость, прозрачность проводимых процедур участником.

Для определения значения данного критерия проверяются данные на официальном сайте организации.

Критерий 12. Размещение плана-графика закупок на официальном сайте организации

Данный показатель показывает открытость, прозрачность проводимых процедур участником.

Для определения значения данного критерия проверяются данные на официальном сайте организации.

Критерий 13. Размещение сводных отчетов о закупочной деятельности на официальном сайте организации

Данный показатель показывает открытость, прозрачность проводимых процедур  участником.

Для определения значения данного критерия проверяются данные на официальном сайте организации.

Критерий 14. Наличие сведений о победителе на официальном сайте организации

Данный показатель показывает открытость, прозрачность проводимых процедур участником.

Для определения значения данного критерия проверяются данные на официальном сайте организации.

Критерий 15. Наличие сведений об участниках закупки на официальном сайте организации

Данный показатель показывает открытость, прозрачность проводимых процедур участником.

Для определения значения данного критерия проверяются данные на официальном сайте организации.

Критерий 16. Наличие сведений о заключенных контрактах/договорах на официальном сайте организации

Данный показатель показывает открытость, прозрачность проводимых процедур участником.

Для определения значения данного критерия проверяются данные на официальном сайте организации.

Критерий 17. Наличие извещений о закупках на официальном сайте организации

Данный показатель показывает открытость, прозрачность проводимых процедур участником.

Для определения значения данного критерия проверяются данные на официальном сайте организации.

Свяжитесь с нами для консультации

Мы всегда рады помочь, ответить на все интересующие Вас вопросы, дать рекомендации по улучшению закупочной деятельности.

РЕЙТИНГИ

2006       2012       2016

2007       2013       2017

2009       2014       2018

2010       2015       2019

КОНТАКТЫ

Оргкомитет:

org@nrpz.ru +7 (499) 288 13 28

Координатор:

Валяева Оксана 
o.valyaeva@nrpz.ru +7 (903) 688 60 73

НРПЗ

© 2006-2019

Организационный комитет проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок"