Основные итоги НРПЗ 2015

Об участниках Рейтинга

«Национальный рейтинг прозрачности закупок 2015» составлен за период с 01.07.2014г. по 30.06.2015г.

Участниками НРПЗ 2015 стали:

Государственные и муниципальные закупщики:

  • 72 крупнейших государственных закупщиков федерального уровня;

  • 83 субъекта Российской Федерации1;

  • 86 крупнейших муниципальных образований.

 

Корпоративные закупщики:

  • 64 заказчик, деятельность которых регулируется Федеральным законом №223-ФЗ от 18 июля 2011 г.;

  • 106 коммерческих заказчиков, действующих в соответствии с собственными регламентами.

 

Таким образом, в НРПЗ 2015 участвуют 411 заказчиков.

Лидерами НРПЗ 2015 стали следующие участники, получившие наивысшую оценку Рейтинга - «Гарантированная прозрачность»:

  • Класс федеральных государственных закупщиков: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Федеральное агентство по туризму, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба государственной статистики, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

  • Класс региональных государственных закупщиков: г. Москва, Липецкая область, Республика Башкортостан, Хабаровский край, Омская область, Астраханская область, Республика Марий Эл, Республика Татарстан (Татарстан), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Калининградская область, Самарская область, Республика Саха (Якутия).

  • Класс муниципальных государственных закупщиков: МО г. Абакан, МО г. Киров,
    МО г. Курск, МО г. Биробиджан, МО г. Хабаровск, МО г. Грозный, МО г. Саратов,
    МО г. Южно-Сахалинск, МО г. Краснодар, МО г. Ставрополь, МО г. Нальчик,
    МО г. Казань, МО г. Сургут, МО г. Курган.

  • Сегмент заказчиков, регулируемых Федеральным законом №223-ФЗ, сектора корпоративных закупщиков: ГУП «Мосгортранс», Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», ГУП «Петербургский метрополитен», ПАО «Ростелеком», Государственная компания «Российские автомобильные дороги», ПАО «Российские сети», Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

  • Сегмент коммерческих заказчиков сектора корпоративных закупщиков: ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «Уральская горно-металлургическая компания», ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод».

1 Два субъекта Российской Федерации, Республика Крым и город федерального значения Севастополь, не являются участниками НРПЗ 2016 в связи с тем, что для указанных заказчиков в настоящий момент проходит переходный период, и положения 44-ФЗ будут применяться к ним с 1 января 2017 года.

 

Обобщенные результаты исследования

В Российской Федерации на национальном рынке закупок принято выделять следующие категории заказчиков:

Государственные и муниципальные закупщики:

  • Федеральный уровень

  • Уровень субъекта РФ

  • Муниципальный уровень

 

Корпоративные закупщики:

  • Компании, осуществляющие размещение заказа в рамках Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ

  • Коммерческие компании

 

Организации федерального, регионального и муниципального уровней составляют государственный сектор рынка, так как они действуют в рамках одного правового поля, в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013г. (до 2014 года в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ от 21.07.2005 г.), однако на каждом уровне присутствует своя специфика проведения закупочных процедур, следовательно, корректно подводить итоги Рейтинга по классам государственного сектора рынка в отдельности.

Следующая категория заказчиков образует сектор корпоративных закупщиков, деятельность которых регулируется иными законами в отличие от государственных закупщиков. Первая группа заказчиков размещает заказы в соответствии с Федеральным законом №224-ФЗ от 18 июля 2011 г., вторая, коммерческие компании, осуществляет размещение заказов в соответствии с собственноручно разработанными регламентами проведения закупочных процедур.

По данным ЕИС, на национальном рынке государственных и корпоративных закупок работает более 300 тыс. организаций, которые группируются следующим образом:

В иные организации (Рис. 2. Структура национального рынка закупок по уровням организаций, зарегистрированных на ООС) включены: субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, дочерние хозяйственные общества, государственные корпорации, муниципальные унитарные предприятия, банки и прочие.

Основные результаты исследования, полученные при составлении «Национального рейтинга прозрачности закупок 2015», приведены в таблицах 1, 2, 3, 4.

* За период 01.07.2014г. – 30.06.2015г.

[2] Без учёта закупок малого объёма

[3]Объем закупок, проведенных участниками НРПЗ 2015

[4]Без учета закупок коммерческих заказчиков

Потери

В настоящем исследовании для оценки потерь государства от закупок, совершенных по неоправданно завышенным ценам, используются два ассоциированных показателя:

  • Уровень завышения закупочных цен, рассчитываемый как средневзвешенное значение относительных показателей завышения закупочных цен по отношению к соответствующим рыночным ценам для определённой корзины товаров, работ и услуг;

  • Доля потерь от закупок, совершенных по завышенным ценам, в совокупном объеме размещенного заказа[8].

В 2015 году потери государства от закупок по завышенным ценам составили 247,3 млрд. руб., что на 11,11% меньше прошлогоднего значения (без учета уровня инфляции). Уровень завышения цен по государственному сектору в целом составил 5,56%, что на 0,74% меньше аналогичного значения 2014г. Наибольший уровень завышения закупочных цен имеет федеральный сегмент, который равен 8,4%. Уровень завышения в региональном сегменте оценивается в 4,1%, в муниципальном – 4,2%.

[7] В прочие закупки включены закупки у единственного поставщика и предварительный отбор

[8] Доля потерь = уровень завышения/(1+уровень завышения)

Средневзвешенная по объему заказа доля потерь от закупок по завышенным ценам в совокупном объеме государственного и муниципального заказа оценивается на уровне 5,7% (6,8% в федеральном сегменте, 5,8% - в региональном, 4,6% - в муниципальном).

После всплеска потерь государства от завышения закупочных цен в периоде НРПЗ 2014, в периоде НРПЗ 2015 наблюдается умеренный позитивный тренд на снижение значения данного показателя. В первую очередь это связано с более тщательным подходом к определению начальной максимальной цены лота со стороны заказчиков и с усилением политики контроля за целевым расходованием бюджетных средств, в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране. За прошедший период исследования большинство специалистов уполномоченных органов по размещению государственного и муниципального заказа прошли адаптацию к новым правилам и повысили эффективность своей работы, что закономерно нашло отражение в положительном результате. За текущий период неизменным остался преимущественный выбор способа размещения заказа путем проведения электронных аукционов, как наиболее прозрачного, удобного, простого и доступного способа проведения конкурентных процедур. Аналитический центр Национального рейтинга прозрачности закупок прогнозирует позитивный тренд на сокращение потерь от завышения закупочных цен в следующем периоде (период НРПЗ 2016: 2-е полугодие 2015г. – 1-е полугодие 2016г.).

С учетом инфляции потери государственного сектора за период НРПЗ 2015 составляют порядка 220 млрд. руб.

Конкуренция

За период НРПЗ 2015 произошло  увеличение уровня конкуренции на проведенных закупочных процедурах: среднее число участников закупочных процедур в 2015 г. в федеральном сегменте выросло на 0,1 по сравнению с прошлогодним значением и составило 2,9, что соответствует аналогичному показателю, зафиксированному в 2011 г.; в региональном же сегменте также наблюдается рост значения данного показателя на 0,2 единицы и составляет 3,3. Среднее число заявок/предложений, сделанных по всем объявленным процедурам, в федеральном сегменте оценивается на уровне 2,65 и в региональном - 2,73.

Объём размещения заказа

Объем размещения заказа за анализируемый период (01.07.2014г. – 30.06.2015г.) составил порядка 5,65 трлн. руб., что на 15% меньше прошлогоднего значения. При этом количество конкурентных закупочных процедур за период* увеличилось на 23% и составило 3 123 772.

В финансовом выражении доля размещенного заказа по способу осуществления закупки «Электронный аукцион» составляет 55,12% или 3 112,91 млрд. рублей. В то же время, количество проведенных «Электронных аукционов» за период НРПЗ 2015 составляет 1 799 086 процедур или 57,59% от общего количества опубликованных закупочных процедур.

На долю «Открытых конкурсов» в финансовом выражении приходится 11,35% от общего объема размещенного заказа, что соответствует 640,63 млрд. руб. При этом, количество закупочных процедур по способу осуществления закупки «Открытый конкурс» составляет 21 665 процедур или всего 0,69% от общего количества опубликованных процедур.

«Двухэтапный конкурс» в финансовом выражении составил 0,01% от общего объема размещенного заказа или 0,8 млрд. руб., количество опубликованных «Двухэтапных конкурсов» составило 95 процедур, что составляет 0,003% от общего количества.

«Конкурс с ограниченным участием» в финансовом выражении составил 8,39% от общего объема размещения заказа или 473,67 млрд. руб., количество проведенных «Конкурсов с ограниченным участием» составило 8 606 или 0,28% от общего количества опубликованных закупочных процедур.

На «Запрос котировок» приходится 1,44% от общего объема размещения заказа или 81,25 млрд. руб., количество опубликованных «Запросов котировок» составило 475 316, что составляет 15,22% от общего количества.

Доля «Запросов предложений» в финансовом выражении составила 0,51% от общего объема размещения заказа или 28,84 млрд. руб., в количественном выражении доля опубликованных «Запросов предложений» составила 18 174, что составляет 0,58% от общего количества.

Прочие закупки, в которые включены «Закупки у единственного поставщика» и «Предварительный отбор», составляют 23,18% от общего объема размещенного заказа или 1 308,97 млрд. руб., количество опубликованных прочих закупок – 800 830 или 25,64%.

На долю электронных аукционов за период НРПЗ 2015 приходится более половины от всех проведенных закупок, что в очередной раз доказывает неоспоримые преимущества данного способа размещения заказа.  Более 57% процентов процедур опубликовано в форме электронного аукциона, что составляет более 55% от суммарного объема проведенных закупок за период исследования. Благодаря открытой, удобной и высоко конкурентной форме размещения заказа, электронный аукцион остается наиболее востребованным способом осуществления закупочных процедур.

Открытый конкурс является таким способом осуществления закупки, который используется исключительно по необходимости, когда этого требует специфика предмета закупки. Следует отметить, что посредством открытых конкурсов проводятся дорогостоящие закупки.

Двухэтапный конкурс остается самой непопулярной формой размещения заказа. Доля двухэтапного конкурса, как по количеству, так и по суммам является самой минимальной: 0,003% от всех опубликованных закупок и 0,01% от всех суммарных начальных цен контрактов. Тем не менее, с точки зрения подхода к осуществлению размещения заказа в форме открытого конкурса, двухэтапный конкурс наиболее оптимален, а единственным его недостатком можно считать временные рамки проведения, которые составляют достаточно большой промежуток.

Конкурс с ограниченным участием так же, как и двухэтапный конкурс, менее востребован, чем другие способы закупок, при этом его доля в финансовом выражении от общего объема размещенного заказа весьма велика и составляет порядка 8,39% за период НРПЗ 2015.

Таким образом, все виды конкурсов (открытый, двухэтапный, с ограниченным участием) составляют менее 1% от общего количества опубликованных процедур рассматриваемого периода, однако их общая доля в финансовом выражении достигает порядка 20% от общего объема размещенного заказа.

Доля проводимых запросов котировок ежегодно уменьшается. Подобная тенденция снижения наблюдается с прошлого года и в первую очередь связана с тем, что часть закупок, размещаемых в форме запроса котировок, осуществляется в новых формах процедур, введенных в соответствии с 44-ФЗ.

Доля запросов предложений, как по сумме, так и по количеству за период весьма мала и составила менее 1%.

 

Прочие закупки в основном состоят из закупок у единственного поставщика, доля которых как в количественном, так и в финансовом соотношении составляет приблизительно 25% от общих показателей. Следует отметить, что большинство закупок у единственного поставщика являются закупками ежегодного цикла.

Средняя цена лота каждой процедуры достаточно наглядная величина, в первую очередь она показывает, какие виды закупок самые «дорогие». За период НРПЗ 2015 года самым «дорогим» видом процедур является конкурс с ограниченным участием: более 55 млн. руб. на один лот. Вероятно, это можно объяснить тем, что конкурс с ограниченным участием, как способ осуществления закупки, дает право заказчикам вводить дополнительные ограничения и требования, что негативно сказывается на конкурентной среде, и, следовательно, на средней цене лота. Стоит отметить, что средняя цена лота конкурса с ограниченным участием по отношению к предыдущему периоду НРПЗ 2014 выросла более чем в 4 раза.  Следующие позиции в порядке убывания по сумме средней цены лота занимают открытый конкурс и двухэтапный конкурс, со средней ценой лота - 29,57 млн. руб. и 8,42 млн. руб. соответственно.

 

Участие субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Одним из критериев определения уровня прозрачности заказчиков являются показатели, которые косвенно отражают, насколько законопослушным, в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок, является заказчик.  В соответствии со статьями 28-30 Федерального закона 44-ФЗ об участии в закупках учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы (ст. 28 44-ФЗ), организаций инвалидов (ст. 29 44-ФЗ), субъектов малого предпринимательства (далее СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (ст. 30 44-ФЗ), за период НРПЗ были получены следующие статистические данные:

Таким образом, распределение заключённых контрактов по видам организаций в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ как в количественном, так и в финансовом выражении приходится в основном на два вида поставщиков: субъекты малого предпринимательства и организации инвалидов, на долю остальных учреждений приходится не более 1,7% и 5,5% процентов в количественном и финансовом выражении соответственно. При этом организации инвалидов имеют небольшое преимущество перед субъектами малого предпринимательства: доля контрактов с организациями инвалидов в количественном выражении составляет 50%, доля СМП - 48,2%; в финансовом соответственно - организации инвалидов - 50,1%  и СМП - 44,3%. Учитывая, что более 66% контрактов заключено по итогам проведения открытых электронных аукционов, можно предположить, что порядка половины заключенных контрактов прозрачны и заключены на конкурентных условиях.

Распределение заключенных контрактов в соответствии со ст. 30 44-ФЗ по видам закупок в количественном выражении выглядит следующим образом: доля электронных аукционов - 66,7%, доля запросов котировок - 13,4%, доля открытых конкурсов - 0,7%,  доля иных форм размещения - 19,0%, доля закупок у единственного поставщика - 0,1%.

Распределение государственных и муниципальных закупок по видам экономической деятельности

Рассматривая виды экономической деятельности, в рамках которых государственные и муниципальные заказчики осуществляли закупки за период НРПЗ 2015, можно выделить шесть основных лидеров-групп ОКПД по количеству проведенных процедур:

  • D: Продукция обрабатывающих производств,

  • E: Электроэнергия, газ, пар и вода,

  • I: Услуги транспорта, складского хозяйства и связи,

  • F: Работы строительные,

  • K: Услуги, связанные с недвижимым имуществом, арендой, вычислительной техникой, научными исследованиями, прочие услуги, связанные с предпринимательской деятельностью,

  • O: Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги.

На долю указанных 6 групп (D, E, I, F, K, O) ОКПД приходится 91,7% всех проведенных процедур. При этом по количеству закупок лидирует «Продукция обрабатывающих производств» группы D с долей - 34% от общего числа размещенных процедур, а по сумме начальных максимальных цен контракта наибольшая доля приходится на группу E «Электроэнергия, газ, пар и вода» и составляет 20,6% от общего объема. По средней цене лота максимальное значение имеет группа J «Услуги в сфере финансового посредничества» с показателем 172,97 млн. руб., что в 7 раз превышает следующую за ним по средней цене лота группу F «Работы строительные», показатель которой равен 23,63 млн. руб.

Электронные аукционы

Лидерами, в рамках размещения заказа посредством электронных аукционов, являются следующие группы в разрезе разделов ОКПД:

  • В сегменте муниципальных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел D «Продукция обрабатывающих производств» – 46,9% от общего числа размещенных процедур, по суммам лидирует раздел F «Строительные работы» c результатом 37,6 % от общего объема размещенного заказа;

  • В сегменте региональных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел D «Продукция обрабатывающих производств» –74,33% от общего числа размещенных процедур, по суммам также данный раздел с результатом 38,55% от общего объема размещенного заказа;

  • В сегменте федеральных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел D «Продукция обрабатывающих производств» – 58,77% от общего числа размещенных процедур, по суммам также данный раздел с долей - 54,7% от общего объема размещенного заказа.

Двухэтапные конкурсы

Лидером в рамках размещения заказа посредством проведения двухэтапных конкурсов в разрезе разделов ОКПД как в количественном, так и в финансовом выражении является раздел K «Услуги, связанные с недвижимым имуществом, арендой, вычислительной техникой, научными исследованиями, прочие услуги, связанные с предпринимательской деятельностью» на всех уровнях организации заказчиков.

 
Запросы котировок

Лидером в рамках размещения заказа посредством проведения запросов котировок в разрезе разделов ОКПД как в количественном, так и в финансовом выражении является раздел D «Продукция обрабатывающих производств» на всех уровнях организации заказчиков. В целом по всем уровням организации заказчиков как по количеству, так и по суммам доля лидирующего раздела варьируется приблизительно от 40% до 65%.

Запросы предложений

Лидеры в рамках размещения заказа посредством проведения запросов предложений в разрезе разделов ОКПД выглядят следующим образом:

  • В сегменте муниципальных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел K «Услуги, связанные с недвижимым имуществом, арендой, вычислительной техникой, научными исследованиями, прочие услуги, связанные с предпринимательской деятельностью» – 57,5% от общего числа размещенных процедур, по суммам раздел F «Работы строительные» c результатом 73,01 % от общего объема размещенного заказа;

  • В сегменте региональных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел D «Продукция обрабатывающих производств» – 57,4% от общего числа размещенных процедур, по суммам раздел F «Работы строительные» с результатом 51,6 % от общего объема размещенного заказа;

  • В сегменте федеральных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел D «Продукция обрабатывающих производств» – 40,1% от общего числа размещенных процедур, по суммам он же с результатом 37,9% от общего объема размещенного заказа.

  

Конкурсы с ограниченным участием

Лидеры в рамках размещения заказа посредством проведения конкурса с ограниченным участием в разрезе разделов ОКПД выглядят следующим образом.

  • В сегменте муниципальных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел H: «Услуги гостиниц и ресторанов» – 64,9% от общего числа размещенных процедур, по суммам раздел F «Строительные работы» c результатом 65,07% от общего объема размещенного заказа.

  • В сегменте региональных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел D «Продукция обрабатывающих производств» – 44,7% от общего числа размещенных процедур, по суммам лидирует раздел F «Работы строительные» с результатом 79,04 % от общего объема размещенного заказа.

  • В сегменте федеральных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел F «Работы строительные» – 30,09% от общего числа размещенных процедур, по суммам, он же, с результатом 94,2% от общего объема размещенных средств

  

Открытые конкурсы

Относительно лидеров в рамках размещения заказа посредством проведения открытых конкурсов в разрезе разделов ОКПД на всех уровнях организации заказчиков сложилась одинаковая структура:

  • По количеству размещенных процедур лидирует раздел K «Услуги, связанные с недвижимым имуществом, арендой, вычислительной техникой, научными исследованиями, прочие услуги, связанные с предпринимательской деятельностью» в среднем с долей в 50% от общего числа размещенных процедур;

  • По суммарной начальной максимальной цене контракта лидирует раздел F «Строительные работы», доля которого варьируется от 57% до 84%.

Свяжитесь с нами для консультации

Мы всегда рады помочь, ответить на все интересующие Вас вопросы, дать рекомендации по улучшению закупочной деятельности.

РЕЙТИНГИ

2006       2012       2016

2007       2013       2017

2009       2014       2018

2010       2015       2019

КОНТАКТЫ

Оргкомитет:

org@nrpz.ru +7 (499) 288 13 28

Координатор:

Валяева Оксана 
o.valyaeva@nrpz.ru +7 (903) 688 60 73

НРПЗ

© 2006-2019

Организационный комитет проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок"