2016 | Россия | Национальный рейтинг прозрачности закупок

Основные итоги НРПЗ 2016

Об участниках Рейтинга

«Национальный рейтинг прозрачности закупок 2016» составлен за период с 01.07.2015г. по 30.06.2016г.

Участниками НРПЗ 2016 стали:

Государственные и муниципальные закупщики:

  • 70 крупнейших государственных закупщиков федерального уровня;

  • 83 субъекта Российской Федерации1;

  • 85 крупнейших муниципальных образований.

 

Корпоративные закупщики:

  • 71 заказчик, деятельность которых регулируется Федеральным законом №223-ФЗ от 18 июля 2011 г.;

  • 117 коммерческих заказчиков, действующих в соответствии с собственными регламентами.

 

Таким образом, в НРПЗ 2016 участвуют 426 заказчиков.

Лидерами НРПЗ 2016 стали следующие участники, получившие наивысшую оценку Рейтинга - «Гарантированная прозрачность»:

  • Класс федеральных государственных закупщиков: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерство обороны Российской Федерации.

  • Класс региональных государственных закупщиков: г. Москва, Республика Татарстан (Татарстан), Тамбовская область, Хабаровский край, Республика Башкортостан, Самарская область, Архангельская область, Республика Саха (Якутия).

  • Класс муниципальных государственных закупщиков: МО г. Владивосток, МО г. Пермь, МО г. Сургут, МО г. Петропавловск-Камчатский, МО г. Курск, МО г. Хабаровск, МО г. Краснодар, МО г. Ставрополь, МО г. Южно-Сахалинск, МО г. Нальчик.

  • Сегмент заказчиков, регулируемых Федеральным законом №223-ФЗ, сектора корпоративных закупщиков: Госкорпорация «Росатом», ГУП «Мосгортранс», ПАО «Россети», Государственная компания «Автодор», Внешэкономбанк, АО «МОСГАЗ», ГУП «Петербургский метрополитен».

  • Сегмент коммерческих заказчиков сектора корпоративных закупщиков: ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, ПАО «Газпромнефть», ПАО «Детский мир».

1 Два субъекта Российской Федерации, Республика Крым и город федерального значения Севастополь, не являются участниками НРПЗ 2016 в связи с тем, что для указанных заказчиков в настоящий момент проходит переходный период, и положения 44-ФЗ будут применяться к ним с 1 января 2017 года.

 

Обобщенные результаты исследования

В Российской Федерации на национальном рынке закупок принято выделять следующие категории заказчиков:

Государственные и муниципальные закупщики:

  • Федеральный уровень

  • Уровень субъекта РФ

  • Муниципальный уровень

 

Корпоративные закупщики:

  • Компании, осуществляющие размещение заказа в рамках Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ

  • Коммерческие компании

 

Организации федерального, регионального и муниципального уровней составляют государственный сектор рынка, так как они действуют в рамках одного правового поля, в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013г. (до 2014 года в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ от 21.07.2005 г.), однако на каждом уровне присутствует своя специфика проведения закупочных процедур, следовательно, корректно подводить итоги Рейтинга по классам государственного сектора рынка в отдельности.

Следующая категория заказчиков образует сектор корпоративных закупщиков, деятельность которых регулируется иными законами в отличие от государственных закупщиков. Первая группа заказчиков размещает заказы в соответствии с Федеральным законом №224-ФЗ от 18 июля 2011 г., вторая, коммерческие компании, осуществляет размещение заказов в соответствии с собственноручно разработанными регламентами проведения закупочных процедур.

По данным ЕИС, на национальном рынке государственных и корпоративных закупок работает более 300 тыс. организаций, которые группируются следующим образом:

В иные организации (Рис. 2. Структура национального рынка закупок по уровням организаций, зарегистрированных на ЕИС) включены: субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, дочерние хозяйственные общества, государственные корпорации, муниципальные унитарные предприятия, банки и прочие.

Основные результаты исследования, полученные при составлении «Национального рейтинга прозрачности закупок 2016», приведены в таблицах 1, 2, 3, 4.

* За период 01.07.2015г. – 30.06.2016г.

2 Без учёта закупок малого объёма

3 Объем закупок, проведенных участниками НРПЗ 2016

4 Без учета закупок коммерческих заказчиков

5 Относительная разница между значениями показателя в 2016 и 2015 гг.

Потери государства в условиях низкой конкуренции

По результатам исследования аналитического центра НРПЗ 2016 были выявлены закупочные процедуры по итогам конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов), которые являются несостоявшимися закупками, т.е. закупками без заявок, с одной поданной заявкой, с единственной соответствующей заявкой (со всеми отклоненными заявками, кроме одной). По всем формам закупок в результате несостоявшихся процедур были заключены контракты, при этом:

  • доля контрактов по несостоявшимся электронным аукционам – 27,78%;

  • доля контрактов по несостоявшимся открытым конкурсам – 0,33%;

  • доля контрактов по несостоявшимся конкурсам с ограниченным участием – 0,07%;

  • доля контрактов по несостоявшимся двухэтапным конкурсам – 0,0006%;

  • доля контрактов по несостоявшимся запросам котировок – 9,13%;

  • доля контрактов по несостоявшимся запросам предложений – 0,11%.

 

Суммарная доля несостоявшихся закупок составляет 37,42% от всех закупочных процедур, проведенных за период НРПЗ 2016. Основная причина несостоявшихся закупок - низкая конкуренция, которая снижает экономическую эффективность закупочных процедур и ведет к финансовым потерям. В табл. 5. представлена теоретическая экономия средств государства при высоком уровне конкуренции.

6 В прочие закупки включены закупки у единственного поставщика и предварительный отбор

За период НРПЗ 2016 потери государства от закупок в условиях низкой конкуренции составили 187,82 млрд. руб. (без учета уровня инфляции), доля потерь в объеме размещенного заказа - 2,68%. Наибольшую долю потерь имеет муниципальный сегмент, которая равна 3,40%. В региональном сегменте доля потерь оценивается в 2,83%, в федеральном – 2,10%.

С учетом инфляции потери государственного сектора за период НРПЗ 2016 составляют порядка 179,37 млрд. руб.

конкуренции.

Конкуренция

За период НРПЗ 2016 потери государства от закупок в условиях низкой конкуренции составили 187,82 млрд. руб. (без учета уровня инфляции), доля потерь в объеме размещенного заказа - 2,68%. Наибольшую долю потерь имеет муниципальный сегмент, которая равна 3,40%. В региональном сегменте доля потерь оценивается в 2,83%, в федеральном – 2,10%.

 

С учетом инфляции потери государственного сектора за период НРПЗ 2016 составляют порядка 179,37 млрд. руб.

нкуренции.

Объём размещения заказа

Объем размещения заказа за анализируемый период (01.07.2015г. – 30.06.2016г.) составил порядка 7,01 трлн. руб., что на 19,34% больше прошлогоднего значения. При этом количество конкурентных закупочных процедур за период* увеличилось лишь на 1,06% и составило 3 157 081.

В финансовом выражении доля размещенного заказа по способу осуществления закупки «Электронный аукцион» составляет 55,64% или 3 897,38 млрд. рублей. В то же время, количество проведенных «Электронных аукционов» за период НРПЗ 2016 составляет 1815 931 процедур или 57,52% от общего количества опубликованных закупочных процедур.

На долю «Открытых конкурсов» в финансовом выражении приходится 19,38% от общего объема размещенного заказа, что соответствует 1 357,48 млрд. руб. При этом, количество закупочных процедур по способу осуществления закупки «Открытый конкурс» составляет 39 835 процедур или всего 1,26% от общего количества опубликованных процедур.

«Двухэтапный конкурс» в финансовом выражении составил 0,02% от общего объема размещенного заказа или 1,42 млрд. руб., количество опубликованных «Двухэтапных конкурсов» составило 74 процедуры, что составляет 0,002% от общего количества.

 

«Конкурс с ограниченным участием» в финансовом выражении составил 7,42% от общего объема размещения заказа или 520,12 млрд. руб., количество проведенных «Конкурсов с ограниченным участием» составило 7 582 или 0,24% от общего количества опубликованных закупочных процедур.

На «Запрос котировок» приходится 1,17% от общего объема размещения заказа или 81,64 млрд. руб., количество опубликованных «Запросов котировок» составило 447 350, что составляет 14,17% от общего количества.

Доля «Запросов предложений» в финансовом выражении составила 1,39% от общего объема размещения заказа или 97,38 млрд. руб., в количественном выражении доля опубликованных «Запросов предложений» составила 12 355, что составляет 0,39% от общего количества.

 

Прочие закупки, в которые включены «Закупки у единственного поставщика» и «Предварительный отбор», составляют 14,98% от общего объема размещенного заказа или 1 049,59 млрд. руб., количество опубликованных прочих закупок – 833 954 или 26,42%

На долю электронных аукционов за период НРПЗ 2016 приходится более половины от всех проведенных закупок, что в очередной раз доказывает неоспоримые преимущества данного способа размещения заказа. Более 57% процедур опубликовано в форме электронного аукциона, что составляет более 55% от суммарного объема проведенных закупок за период исследования. Благодаря открытой, удобной и высоко конкурентной форме размещения заказа, электронный аукцион остается наиболее востребованным способом осуществления закупочных процедур.

Открытый конкурс является таким способом осуществления закупки, который используется исключительно по необходимости, когда этого требует специфика предмета закупки. Следует отметить, что посредством открытых конкурсов проводятся дорогостоящие закупки. За период НРПЗ 2016 доля открытого конкурса составляет 19,38% от общего объема размещенного заказа, при этом доля закупок в форме открытого конкурса – 1,26% от всех опубликованных процедур.

Двухэтапный конкурс остается самой непопулярной формой размещения заказа. Доля двухэтапного конкурса, как по количеству, так и по суммам является самой минимальной: 0,002% от всех опубликованных закупок и 0,02% от всех суммарных начальных цен контрактов. Тем не менее, с точки зрения подхода к осуществлению размещения заказа в форме открытого конкурса, двухэтапный конкурс наиболее оптимален, а единственным его недостатком можно считать временные рамки проведения, которые составляют достаточно большой промежуток.

Конкурс с ограниченным участием так же, как и двухэтапный конкурс, менее востребован, чем другие способы закупок, при этом его доля в финансовом выражении от общего объема размещенного заказа весьма велика и составляет порядка 7,42% за период НРПЗ 2016.

Таким образом, все виды конкурсов (открытый, двухэтапный, с ограниченным участием) составляют 1,5% от общего количества опубликованных процедур рассматриваемого периода, однако их общая доля в финансовом выражении достигает порядка 27% от общего объема размещенного заказа.

Доля проводимых запросов котировок ежегодно уменьшается как по объему закупок, так и по количеству. Подобная тенденция снижения наблюдается на протяжении нескольких лет, что, вероятно, связано с ростом электронной формы закупок и с появлением новых форм процедур, введенных в соответствии с 44-ФЗ. 14,17% процедур опубликовано в форме запроса котировок, что соответствует 1,17% суммарного объема проведенных закупок.

Доля запросов предложений, как по сумме, так и по количеству за период весьма мала: по количеству их доля составляет менее 1%, а по сумме начальных цен – менее 2%

Прочие закупки в основном состоят из закупок у единственного поставщика, доля которых в количественном и в финансовом соотношении составляет 15% и 26%, соответственно, от общих показателей. Следует отметить, что большинство закупок у единственного поставщика являются закупками ежегодного цикла.

Средняя цена лота каждой процедуры достаточно наглядная величина, в первую очередь она показывает, какие виды закупок самые «дорогие». За период НРПЗ 2016 наблюдается увеличение средней цены лота по всем видам закупок по сравнению с периодом НРПЗ 2015. Как и за прошлый период исследования самым «дорогим» видом процедур является конкурс с ограниченным участием: более 68 млн. руб. на один лот, при этом увеличение средней цены составило порядка 20% или 13,56 млн. руб. Вероятно, это можно объяснить тем, что конкурс с ограниченным участием, как способ осуществления закупки, дает право заказчикам вводить дополнительные ограничения и требования, что негативно сказывается на конкурентной среде, и, следовательно, на средней цене лота.

Следующие позиции в порядке убывания по сумме средней цены лота занимают открытый конкурс и двухэтапный конкурс, со средней ценой лота - 34,08 млн. руб. и 19,18 млн. руб. соответственно. При этом средняя цена лота открытого конкурса увеличилась на 13%, а двухэтапного – на 56%.

Четвёртое место по сумме средней цены лота занимает запрос предложений: 7,88 млн. руб. на один лот. Среди всех видов закупочных процедур средняя цена лота запроса предложений имеет наибольший рост: за период НРПЗ 2016 увеличение цены лота запроса предложений составило порядка 80%. Вероятно, это может свидетельствовать о том, что заказчики стали проводить посредством запроса предложений весьма дорогостоящие закупки.

Пятую позицию по сумме средней цены лота занимает электронный аукцион: 2,15 млн. руб. на один лот, при этом увеличение средней цены составило порядка 19% или 420 тыс. руб. Принимая во внимание, что более половины закупок за период исследования как по сумме, так и по количеству были проведены в форме электронного аукциона, можно сказать, что начальные суммы цен электронных аукционов являются наиболее стабильными и менее подвержены внешним факторам, оказывающим влияние на формирование начальных цен.

 

Средняя цена лота запроса котировок является наименьшей: 180 тыс. руб. на один лот, что в первую очередь обусловлено тем, что сумма начальной цены закупки ограничена в соответствии с законом. Средняя цена лота запроса котировок за период НРПЗ увеличилась почти на 7% или на 10 тыс. руб.

Участие субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Одним из критериев определения уровня прозрачности заказчиков являются показатели, которые косвенно отражают, насколько законопослушным, в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок, является заказчик. В соответствии со статьями 28-30 Федерального закона 44-ФЗ об участии в закупках учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы (ст. 28 44-ФЗ), организаций инвалидов (ст. 29 44-ФЗ), субъектов малого предпринимательства (далее СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (ст. 30 44-ФЗ), за период НРПЗ были получены следующие статистические данные:

нкуренции.

Таким образом, распределение заключённых контрактов по видам организаций в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ как в количественном, так и в финансовом выражении приходится в основном на два вида поставщиков: субъекты малого предпринимательства, доля которых по количеству 92,8%, по сумме начальных максимальных цен 84,7%; учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы, доля которых по количеству 6,02%, по сумме - 14,27%. На долю остальных учреждений (организации инвалидов и социально-ориентированные некоммерческие организации) приходится всего лишь 1,19% и 1,02% в количественном и финансовом выражении соответственно. Учитывая, что более 82% контрактов в соответствии со ст. 30 44-ФЗ были заключены по итогам проведения электронных аукционов, можно предположить, что большая часть контрактов заключены на конкурентных условиях по итогам прозрачных процедур.

Распределение заключенных контрактов в соответствии со ст. 30 44-ФЗ по видам закупок в количественном выражении выглядит следующим образом: доля электронных аукционов - 82,19%, доля запросов котировок - 13,81%, доля открытых конкурсов - 1,11%, доля иных форм размещения – 0,94%, доля закупок у единственного поставщика – 1,94%.

Распределение государственных и муниципальных закупок по видам экономической деятельности

Рассматривая виды экономической деятельности, в рамках которых государственные и муниципальные заказчики осуществляли закупки за период НРПЗ 2016, можно выделить шесть основных лидеров-групп ОКПД по количеству проведенных процедур:

  • C «Продукция обрабатывающих производств»;

  • F «Сооружения и строительные работы»;

  • D «Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха»;

  • M «Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью»;

  • J « Услуги в области информации и связи»;

  • E «Водоснабжение; водоотведение, услуги по удалению и рекультивации отходов».

На долю указанных 6 групп ОКПД (C, F, D, M, J, E) приходится 79,73% всех проведенных процедур. При этом из всех разделов ОКПД по количеству закупок лидирует «Продукция обрабатывающих производств» группы C с долей – 45,13% от общего числа размещенных процедур, а по сумме начальных максимальных цен контракта наибольшая доля приходится на группу G «Услуги по оптовой и розничной торговле; услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов» и составляет 23,90% от общего объема. По средней цене лота максимальное значение имеет группа G «Услуги по оптовой и розничной торговле; услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов» со значением 15,3 млн. руб., что менее чем в 3 раза превышает следующую за ним по средней цене лота группу H «Услуги транспорта и складского хозяйства», показатель которой равен 5,7 млн. руб

Электронные аукционы

Лидерами, в рамках размещения заказа посредством электронных аукционов, как в количественном, так и в финансовом выражении являются три основные группы в разрезе разделов ОКПД:

  • C «Продукция обрабатывающих производств»: 67,82% и 39,39% в количественном и финансовом выражении соответственно;

  • F «Сооружения и строительные работы»: 6,41% и 20,95% в количественном и финансовом выражении соответственно;

  • G «Услуги по оптовой и розничной торговле; услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов»: 3,61% и 9,8% в количественном и финансовом выражении соответственно.

Двухэтапные конкурсы

Лидером в рамках размещения заказа посредством проведения двухэтапных конкурсов в разрезе разделов ОКПД как в количественном, так и в финансовом выражении является раздел М «Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью» на всех уровнях организации заказчиков.

Запросы котировок

Лидером в рамках размещения заказа посредством проведения запросов котировок в разрезе разделов ОКПД как в количественном, так и в финансовом выражении является раздел C «Продукция обрабатывающих производств» на всех уровнях организации заказчиков. В целом по всем уровням организации заказчиков как по количеству, так и по суммам доля лидирующего раздела варьируется приблизительно от 44% до 65%.

Запросы предложений

Лидеры в рамках размещения заказа посредством проведения запросов предложений в разрезе разделов ОКПД выглядят следующим образом:

  • В сегменте муниципальных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел L «Услуги, связанные с недвижимым имуществом» – 42,1% от общего числа размещенных процедур, по суммам раздел F «Сооружения и строительные работы» c результатом 61,91 % от общего объема размещенного заказа;

  • В сегменте региональных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел C «Продукция обрабатывающих производств» – 52,3% от общего числа размещенных процедур, по суммам раздел F «Сооружения и строительные работы» с результатом 58,2 % от общего объема размещенного заказа;

  • В сегменте федеральных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел C «Продукция обрабатывающих производств» –38,9% от общего числа размещенных процедур, по суммам он же с результатом 42,1% от общего объема размещенного заказа.

Конкурсы с ограниченным участием

Лидеры в рамках размещения заказа посредством проведения конкурса с ограниченным участием в разрезе разделов ОКПД выглядят следующим образом:

  • В сегменте муниципальных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел I: «Услуги гостиничного хозяйства и общественного питания» – 51,4% от общего числа размещенных процедур, по суммам раздел F «Сооружения и строительные работы» c результатом 59,77% от общего объема размещенного заказа;

  • В сегменте региональных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел C «Продукция обрабатывающих производств» – 38,4% от общего числа размещенных процедур, по суммам лидирует раздел F «Сооружения и строительные работы» с результатом 64,34 % от общего объема размещенного заказа;

  • В сегменте федеральных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел F «Сооружения и строительные работы» – 29,39% от общего числа размещенных процедур, по суммам, он же, с результатом 79,51% от общего объема размещенных средств.

Открытые конкурсы

Относительно лидеров в рамках размещения заказа посредством проведения открытых конкурсов в разрезе разделов ОКПД на всех уровнях организации заказчиков сложилась одинаковая структура:

  • По количеству размещенных процедур лидирует раздел M «Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью» с долей в 53,73% от общего числа размещенных процедур;

  • По суммарной начальной максимальной цене контракта лидирует раздел G «Услуги по оптовой и розничной торговле; услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов», доля которого составляет 47,28%.

Свяжитесь с нами для консультации

Мы всегда рады помочь, ответить на все интересующие Вас вопросы, дать рекомендации по улучшению закупочной деятельности.

РЕЙТИНГИ

2006       2012       2016

2007       2013       2017

2009       2014       2018

2010       2015       2019

КОНТАКТЫ

Оргкомитет:

org@nrpz.ru +7 (499) 288 13 28

Координатор:

Валяева Оксана 
o.valyaeva@nrpz.ru +7 (903) 688 60 73

НРПЗ

© 2006-2019

Организационный комитет проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок"