2017 | Россия | Национальный рейтинг прозрачности закупок
Основные итоги НРПЗ 2017

 

Об участниках Рейтинга

«Национальный рейтинг прозрачности закупок 2017» составлен за период с 01.07.2016 г. по 30.06.2017 г.

Участниками НРПЗ 2017 стали:

Государственные и муниципальные закупщики:

  • 69 крупнейших государственных закупщиков федерального уровня;

  • 85 субъектов Российской Федерации;

  • 85 крупнейших муниципальных образований.

Корпоративные закупщики:

  • 70 заказчиков, деятельность которых регулируется Федеральным законом №223-ФЗ от 18 июля 2011 г.;

  • 113 коммерческих заказчиков, действующих в соответствии с собственными регламентами.

Таким образом, в НРПЗ 2017 участвуют 426 заказчиков.

Лидерами НРПЗ 2017 стали следующие участники, получившие наивысшую оценку Рейтинга - «Гарантированная прозрачность»:

Класс федеральных государственных закупщиков: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерство обороны Российской Федерации.

Класс региональных государственных закупщиков: г. Москва, Республика Татарстан (Татарстан), Тамбовская область, Республика Башкортостан, Смоленская область, Самарская область, Архангельская область, Республика Саха (Якутия), г. Севастополь.

Класс муниципальных государственных закупщиков: МО г. Владивосток, МО г. Сургут, МО г. Хабаровск, МО г. Петропавловск-Камчатский, МО г. Нальчик, МО г. Пермь,МО г. Краснодар, МО г. Ставрополь, МО г. Южно-Сахалинск, МО г. Курск, МО г. Нижний Новгород.

Сегмент заказчиков, регулируемых Федеральным законом №223-ФЗ, сектора корпоративных закупщиков: Госкорпорация «Росатом», Внешэкономбанк, АО «МОСГАЗ», ПАО «Россети», ПАО «Ростелеком», Государственная компания «Автодор».

Сегмент коммерческих заказчиков сектора корпоративных закупщиков: ПАО «Трубная металлургическая компания», ООО «Сибирская генерирующая компания».

 

Обобщенные результаты исследования

В Российской Федерации на национальном рынке закупок принято выделять следующие категории заказчиков:

Государственные и муниципальные закупщики:

 

  • Федеральный уровень

  • Уровень субъекта РФ

  • Муниципальный уровень

 

Корпоративные закупщики:

 

  • Компании, осуществляющие размещение заказа в рамках Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ

  • Коммерческие компании

 

Организации федерального, регионального и муниципального уровней составляют государственный сектор рынка, так как они действуют в рамках одного правового поля, в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013г. (до 2014 года в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ от 21.07.2005 г.), однако на каждом уровне присутствует своя специфика проведения закупочных процедур, следовательно, корректно подводить итоги Рейтинга по классам государственного сектора рынка в отдельности.

Следующая категория заказчиков образует сектор корпоративных закупщиков, деятельность которых регулируется иными законами в отличие от государственных закупщиков. Первая группа заказчиков размещает заказы в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ от 18 июля 2011 г., вторая, коммерческие компании, осуществляет размещение заказов в соответствии с собственноручно разработанными регламентами проведения закупочных процедур.

По данным ЕИС, на национальном рынке государственных и корпоративных закупок работает более 300 тыс. организаций, которые группируются следующим образом:

В иные организации (Рис. 2) включены: субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, дочерние хозяйственные общества, государственные корпорации, муниципальные унитарные предприятия, банки и прочие.

Основные результаты исследования, полученные при составлении «Национального рейтинга прозрачности закупок 2017», приведены в таблицах 1, 2, 3, 4.

Потери государства в условиях низкой конкуренции.

По результатам исследования аналитического центра НРПЗ 2017 были выявлены закупочные процедуры по итогам конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов), которые являются несостоявшимися закупками, т.е. закупками без заявок, с одной поданной заявкой, с единственной соответствующей заявкой (со всеми отклоненными заявками, кроме одной). По всем формам закупок в результате несостоявшихся процедур были заключены контракты, при этом:

  • доля контрактов по несостоявшимся электронным аукционам – 25,17%;

  • доля контрактов по несостоявшимся открытым конкурсам – 21,26%;

  • доля контрактов по несостоявшимся конкурсам с ограниченным участием – 30,53%;

  • доля контрактов по несостоявшимся двухэтапным конкурсам – 30%;

  • доля контрактов по несостоявшимся запросам котировок – 44,2%;

  • доля контрактов по несостоявшимся запросам предложений – 40,23%.

 

Общая доля несостоявшихся закупок составляет 22,64% от всех закупочных процедур, проведенных за период НРПЗ 2017. Основная причина несостоявшихся закупок - низкая конкуренция, которая снижает экономическую эффективность закупочных процедур и ведет к финансовым потерям. В табл. 5. представлена теоретическая экономия средств государства при высоком уровне конкуренции.

За период НРПЗ 2017 потери государства от закупок в условиях низкой конкуренции составили 135,56 млрд. руб. (без учета уровня инфляции). В федеральном сегменте наблюдает рост показателя потерь на 3,59% в сравнении с показателями предыдущего периода, при этом в региональном и муниципальном сегментах показатели потерь значительно сократились на 56,96% и 53,30% соответственно.

С учетом инфляции потери государственного сектора за период НРПЗ 2017 составляют порядка 130,52 млрд. руб.

Конкуренция
За период НРПЗ 2017 произошло снижение уровня конкуренции на проведенных закупочных процедурах в региональном сегменте заказчиков: среднее число участников закупочных процедур в 2017 г. снизилось на 0,08 единиц по сравнению с прошлогодним значением и составило 2,92, что является минимальным показателем уровня конкуренции в данном сегменте заказчиков за все годы исследования. В федеральном сегменте заказчиков уровень конкуренции снизился до 2,8.

Среднее число участников завершенных процедур, в федеральном сегменте оценивается на уровне 2,51, в региональном - 2,68.

Объём размещения заказа

Объем размещения заказа за анализируемый период (01.07.2016 г. – 30.06.2017 г.) составил порядка 6,45 трлн. руб., что на 8,05% меньше прошлогоднего значения. При этом количество конкурентных закупочных процедур за период* уменьшилось на 4,28% и составило 3 021 988.

В финансовом выражении доля размещенного заказа по способу осуществления закупки «Электронный аукцион» составляет 70,23% или 4 527,27 млрд. рублей. В то же время, количество проведенных «Электронных аукционов» за период НРПЗ 2017 составляет 1 789 959 процедур или 59,23% от общего количества опубликованных закупочных процедур.

На долю «Открытых конкурсов» в финансовом выражении приходится 8,84% от общего объема размещенного заказа, что соответствует 569,66 млрд. руб. При этом, количество закупочных процедур по способу осуществления закупки «Открытый конкурс» составляет 34 109 процедур или всего 1,13% от общего количества опубликованных процедур.

«Двухэтапный конкурс» в финансовом выражении составил 0,01% от общего объема размещенного заказа или 0,4 млрд. руб., количество опубликованных «Двухэтапных конкурсов» составило 50 процедур, что составляет 0,002% от общего количества.

«Конкурс с ограниченным участием» в финансовом выражении составил 5,94% от общего объема размещения заказа или 382,98 млрд. руб., количество проведенных «Конкурсов с ограниченным участием» составило 7 970 или 0,26% от общего количества опубликованных закупочных процедур.

На «Запрос котировок» приходится 1,2% от общего объема размещения заказа или 77,41 млрд. руб., количество опубликованных «Запросов котировок» составило 402 308, что составляет 13,31% от общего количества.

Доля «Запросов предложений» в финансовом выражении составила 1,85% от общего объема размещения заказа или 119,24 млрд. руб., в количественном выражении доля опубликованных «Запросов предложений» составила 10 890, что составляет 0,36% от общего количества.

Прочие закупки, в которые включены «Закупки у единственного поставщика» и «Предварительный отбор», составляют 11,93% от общего объема размещенного заказа или 768,93 млрд. руб., количество опубликованных прочих закупок – 776 702 или 25,7%.

На долю электронных аукционов за период НРПЗ 2017 приходится более половины от всех проведенных закупок, что в очередной раз доказывает неоспоримые преимущества данного способа размещения заказа.  Более 59% процедур опубликовано в форме электронного аукциона, что составляет более 70% от суммарного объема проведенных закупок за период исследования. Благодаря открытой, удобной и высоко конкурентной форме размещения заказа, электронный аукцион остается наиболее востребованным способом осуществления закупочных процедур.

Открытый конкурс является таким способом осуществления закупки, который используется исключительно по необходимости, когда этого требует специфика предмета закупки. Следует отметить, что посредством открытых конкурсов проводятся дорогостоящие закупки. За период НРПЗ 2017 доля открытого конкурса составляет 8,84% от общего объема размещенного заказа, при этом доля закупок в форме открытого конкурса – 1,13% от всех опубликованных процедур.

Двухэтапный конкурс остается самой непопулярной формой размещения заказа. Доля двухэтапного конкурса, как по количеству, так и по суммам является самой минимальной: 0,002% от всех опубликованных закупок и 0,01% от всех суммарных начальных цен контрактов. Тем не менее, с точки зрения подхода к осуществлению размещения заказа в форме открытого конкурса, двухэтапный конкурс наиболее оптимален, а единственным его недостатком можно считать временные рамки проведения, которые составляют достаточно большой промежуток.

Конкурс с ограниченным участием так же, как и двухэтапный конкурс, менее востребован, чем другие способы закупок, при этом его доля в финансовом выражении от общего объема размещенного заказа весьма велика и составляет порядка 5,94% за период НРПЗ 2017.

Таким образом, все виды конкурсов (открытый, двухэтапный, с ограниченным участием) составляют 1,39% от общего количества опубликованных процедур рассматриваемого периода, однако их общая доля в финансовом выражении достигает порядка 14,79% от общего объема размещенного заказа.

Доля проводимых запросов котировок ежегодно уменьшается как по объему закупок, так и по количеству. Подобная тенденция снижения наблюдается на протяжении нескольких лет, что, вероятно, связано с ростом электронной формы закупок и с появлением новых форм процедур, введенных в соответствии с 44-ФЗ. 13,31% процедур опубликовано в форме запроса котировок, что соответствует 1,2% суммарного объема проведенных закупок.

Доля запросов предложений, как по сумме, так и по количеству за период весьма мала: по количеству их доля составляет 0,36%, а по сумме начальных цен – менее 1,85%.

Прочие закупки в основном состоят из закупок у единственного поставщика, доля которых в количественном и в финансовом соотношении составляет 25,7% и 11,93%, соответственно, от общих показателей. Следует отметить, что большинство закупок у единственного поставщика являются закупками ежегодного цикла.

Средняя цена лота каждой процедуры достаточно наглядная величина, в первую очередь она показывает, какие виды закупок самые «дорогие». Как и за прошлый период исследования самым «дорогим» видом процедур является конкурс с ограниченным участием: более 48 млн. руб. приходится на один лот, при этом за период НРПЗ 2017 произошло уменьшение средней цены лота на 29%. Первую позицию конкурса с ограниченным участием по средней цене лота, вероятно, можно объяснить тем, что конкурс с ограниченным участием, как способ осуществления закупки, дает право заказчикам вводить дополнительные ограничения и требования, что негативно сказывается на конкурентной среде, и, следовательно, на средней цене лота.  

Вторую позицию в порядке убывания по сумме средней цены лота занимает открытый конкурс со средней ценой лота - 16,7 млн. руб., при этом средняя цена лота открытого конкурса уменьшилась на 51% по сравнению с прошлогодним значением.

Третье место по сумме средней цены лота занимает запрос предложений: 10,95 млн. руб. на один лот. Среди всех видов закупочных процедур средняя цена лота запроса предложений имеет наибольший рост: за период НРПЗ 2017 увеличение цены лота запроса предложений составило порядка 38,96%. Вероятно, это может свидетельствовать о том, что заказчики стали проводить посредством запроса предложений весьма дорогостоящие закупки.

Четвертую позицию в порядке убывания по сумме средней цены лота занимает двухэтапный конкурс, со средней ценой лота - 7,93 млн. руб., при этом средняя цена лота двухэтапного конкурса уменьшилась на 58,6%.

Пятую позицию по сумме средней цены лота занимает электронный аукцион: 2,53 млн. руб. на один лот, при этом увеличение средней цены составило порядка 17% . Принимая во внимание, что более половины закупок за период исследования как по сумме, так и по количеству были проведены в форме электронного аукциона, можно сказать, что начальные суммы цен электронных аукционов являются наиболее стабильными и менее подвержены внешним факторам, оказывающим влияние на формирование начальных цен.

Средняя цена лота запроса котировок является наименьшей: 190 тыс. руб. на один лот, что в первую очередь обусловлено тем, что сумма начальной цены закупки ограничена в соответствии с законом. Средняя цена лота запроса котировок за период НРПЗ увеличилась на 6,9%.

 
Участие субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Одним из критериев определения уровня прозрачности заказчиков являются показатели, которые косвенно отражают, насколько законопослушным в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок, является заказчик.  В соответствии со статьями 28-30 Федерального закона 44-ФЗ об участии в закупках учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы (ст. 28 44-ФЗ), организаций инвалидов (ст. 29 44-ФЗ), субъектов малого предпринимательства (далее СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (ст. 30 44-ФЗ), за период НРПЗ были получены следующие статистические данные:

Таким образом, распределение заключённых контрактов по видам организаций в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ как в количественном, так и в финансовом выражении приходится в основном на субъекты малого предпринимательства, доля которых по количеству составила 95,52%, по сумме начальных максимальных цен - 87,97%.  На долю учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы приходится 4,34% в финансовом выражении, что уступает социально-ориентированным некоммерческим организациям, на долю которых приходится 7,36% от общего объема начальных максимальных цен; в количественном выражении учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы имеют небольшое преимущество перед социально-ориентированными некоммерческими организациями – 3,09% и 1,24% соответственно. На долю организаций инвалидов приходится всего лишь 0,15% в количественном и 0,06% в финансовом выражении.

 

Учитывая, что более 82% контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, были заключены по итогам проведения электронных аукционов, можно предположить, что большая часть контрактов были заключены на конкурентных условиях по итогам прозрачных процедур.

Распределение контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, по видам закупок в количественном выражении выглядит следующим образом: доля электронных аукционов – 82,84%, доля запросов котировок – 11,74%, доля открытых конкурсов - 1,23%, доля закупок у единственного поставщика – 3,44%, доля остальных форм размещения – 0,75%.

Распределение государственных и муниципальных закупок по видам экономической деятельности

Рассматривая виды экономической деятельности, в рамках которых государственные и муниципальные заказчики осуществляли закупки за период НРПЗ 2017, можно выделить шесть основных лидеров-групп ОКПД по количеству проведенных процедур:

  • C «Продукция обрабатывающих производств»;

  • F «Сооружения и строительные работы»;

  • J «Услуги в области информации и связи»;

  • N «Услуги административные и вспомогательные»;

  • M «Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью».

 

На долю указанных 5 групп ОКПД (C, F, J, N, M) приходится 82,99% всех проведенных процедур. При этом из всех разделов ОКПД по количеству закупок лидирует «Продукция обрабатывающих производств» группы C с долей – 62,04% от общего числа размещенных процедур, а по сумме начальных максимальных цен контракта наибольшая доля приходится на группу F «Сооружения и строительные работы» и составляет 42,10% от общего объема. По средней цене лота максимальное значение имеет группа K «Услуги финансовые и страховые» со значением 22,4 млн. руб., что более чем в 2 раза превышает следующую за ним по средней цене лота группу F «Сооружения и строительные работы», показатель которой равен 10,6 млн. руб.

Электронные аукционы

Относительно лидеров в рамках размещения заказа посредством проведения открытых аукционов в электронной форме в разрезе разделов ОКПД на всех уровнях организации заказчиков сложилась одинаковая структура:

  • По количеству размещенных процедур лидирует раздел C «Продукция обрабатывающих производств» с долей в 65,52% от общего числа размещенных процедур;

  • По суммарной начальной максимальной цене контракта лидирует раздел F «Сооружения и строительные работы», доля которого составляет 44,18%.

Открытые конкурсы

Относительно лидеров в рамках размещения заказа посредством проведения открытых конкурсов в разрезе разделов ОКПД на всех уровнях организации заказчиков как по количеству размещенных процедур, так и по суммарной начальной максимальной цене контракта лидирует раздел M «Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью»: 45,13% и 51,38% в количественном и финансовом выражении соответственно.

Двухэтапные конкурсы

Лидером в рамках размещения заказа посредством проведения двухэтапных конкурсов в разрезе разделов ОКПД как в количественном, так и в финансовом выражении является раздел М «Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью».

Конкурсы с ограниченным участием

 

Лидеры в рамках размещения заказа посредством проведения конкурса с ограниченным участием в разрезе разделов ОКПД выглядят следующим образом:

  • В сегменте федеральных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел F «Сооружения и строительные работы»: 42,37% и 90,41% в количественном и финансовом выражении соответственно;

  • В сегменте региональных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел I: «Услуги гостиничного хозяйства и общественного питания»: 38,71% и 42,43% в количественном и финансовом выражении соответственно;

  • В сегменте муниципальных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел I: «Услуги гостиничного хозяйства и общественного питания»: 50,05% и 50,75% в количественном и финансовом выражении соответственно.

Запросы котировок

Лидером в рамках размещения заказа посредством проведения запросов котировок в разрезе разделов ОКПД как по количеству размещенных процедур, так и по суммарной начальной максимальной цене контракта является раздел C «Продукция обрабатывающих производств» на всех уровнях организации заказчиков»: 53,17% и 47,96% в количественном и финансовом выражении соответственно.

Запросы предложений

Лидеры в рамках размещения заказа посредством проведения запросов предложений в разрезе разделов ОКПД выглядят следующим образом:

  • В сегменте федеральных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел C «Продукция обрабатывающих производств» –35,58% от общего числа размещенных процедур, по суммам раздел F «Сооружения и строительные работы» с результатом 89,51% от общего объема размещенного заказа;

  • В сегменте региональных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел C «Продукция обрабатывающих производств» – 72,70% от общего числа размещенных процедур, по суммам раздел F «Сооружения и строительные работы» с результатом 84,36 % от общего объема размещенного заказа;

  • В сегменте муниципальных заказчиков лидером по количеству размещенных процедур является раздел F «Сооружения и строительные работы» –32,91% от общего числа размещенных процедур, по суммам он же с результатом 67,05% от общего объема размещенного заказа.

Свяжитесь с нами для консультации

Мы всегда рады помочь, ответить на все интересующие Вас вопросы, дать рекомендации по улучшению закупочной деятельности.

РЕЙТИНГИ

2006       2012       2016

2007       2013       2017

2009       2014       2018

2010       2015       2019

КОНТАКТЫ

Оргкомитет:

org@nrpz.ru +7 (499) 288 13 28

Координатор:

Валяева Оксана 
o.valyaeva@nrpz.ru +7 (903) 688 60 73

НРПЗ

© 2006-2019

Организационный комитет проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок"