2015 | Россия | Национальный рейтинг прозрачности закупок
Результаты исследования

 

Государственный сектор закупщиков

В НРПЗ 2015 участвуют более 80 тыс. государственных и муниципальных заказчиков, которые распределяются по категориям (по количеству подведомственных организаций):

Федеральные заказчики обеспечивают потребности Российской Федерации, необходимые для осуществления функций и полномочий государства, реализации федеральных целевых программ, а также исполняют международные обязательства Российской Федерации и реализуют межгосударственные целевые программы, в которых участвует Российская Федерация.

Региональные заказчики обеспечивают нужды субъектов Российской Федерации, необходимые для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, и реализации региональных целевых программ.

Муниципальные заказчики размещают заказы для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Обобщенные показатели сектора государственных закупщиков, полученные в процессе составления НРПЗ 2015, представлены в таблице:

По способам осуществления закупок среди государственных закупщиков, как и по итогам исследования прошлого года, лидирует форма электронного аукциона:

С момента появления закупочной процедуры - электронный аукцион (далее ЭА) в сфере государственных закупок прошло достаточно большое количество времени, но и на сегодняшний день ЭА является самым востребованным способом размещения государственного  и муниципального заказа. В первую очередь это связано с тем, что ЭА - самый открытый, наиболее удобный и эффективный способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Электронные аукционы проводятся через Интернет, что позволяет проводить торги наиболее оперативно, привлекается достаточно большое количество фирм-конкурентов, увеличивается прозрачность проведения закупочных процедур, что положительно влияет на конкурентную среду и рациональное использование бюджетных средств.  В госсекторе - доля электронного аукциона превышает ¾ от общего объема опубликованных процедур (78,73%). Больше всего электронных аукционов за период НРПЗ 2015 проведено субъектами РФ – 80,43% от общего количества проведенных закупок.

Запрос котировок (далее ЗК) на протяжении нескольких последних лет теряет свои позиции, при этом общий процент размещения остаётся на достаточно высоком уровне 19,61% от общего количества опубликованных процедур. Главным преимуществом данного вида процедур является размещение заказа в сжатые сроки и простота проведения, так как ЗК содержит минимум требований.

За период НРПЗ 2015 посредством открытых конкурсов проведено всего 0,93% процедуры от общего количества всех видов закупок, что является абсолютным минимумом по сравнению со значениями предыдущих периодов НРПЗ.

В рамках проведенного исследования за период НРПЗ 2015 можно констатировать, что доля электронных аукционов увеличилась на 9,2% (по сравнению с предыдущим периодом исследования), в то время как за этот же период наблюдается снижение доли таких конкурентных способов определения поставщиков, как запросы котировок - на 6,8%, и открытые конкурсы - на 2,2%. Таким образом, использование электронной формы проведения закупочной процедуры с каждым годом растет, постепенно вытесняя другие формы.

«Новые» виды закупочных процедур (двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений), введенные в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ, как и в прошлом году не пользуются популярностью среди заказчиков и составляют менее 1% от общего количества опубликованных закупок.

На сегодняшний день осуществление закупок посредством двухэтапных конкурсов, конкурсов с ограниченным участием и запросов предложений, действующих с момента вступления 44-ФЗ о Контрактной системе, составляет малую долю. Предположительно, адаптационный период заказчиков к новым правилам и условиям проведения закупок не завершен.

 

Структуру активности поставщиков и заказчиков в ходе проведения конкурентной процедуры можно проследить, основываясь на конечных результатах. На общие показатели закупочной деятельности заказчиков влияют количество отклонённых и поданных заявок, при этом нужно обратить внимание, каким образом заявки поставщиков оказывают влияние на итог проведенной закупки. Естественно большое количество поданных заявок в рамках проведения одной процедуры должно благоприятно отразиться на снижении начальной максимальной цены контракта, но важно помнить, что цена - это всего лишь один из критериев эффективности проведения закупки, следует учесть также качество предоставляемых услуг, выполнения работ и поставку товаров.

Результаты анализа активности поставщиков и заказчиков в рамках НРПЗ 2015 показали следующие результаты, по госсектору в целом: доля конкурентных процедур без заявок на уровне 7,18% от общего числа опубликованных процедур, доля процедур со всеми отклонёнными заявками - 2,28%, доля процедур с одной поданной заявкой - 21,08%, доля процедур с единственной соответствующей заявкой - 3%, доля конкурентных процедур с четырьмя и более поданными заявками – 23,89%. Данные значения являются средними и, следовательно, отражают тенденции активности поставщиков и заказчиков в разрезе уровней организации заказчиков, где наблюдаются как положительные, так и отрицательные отклонения от среднего показателя (Рис.27).

Процедуры без поданных заявок, с отклоненными заявками, с одной поданной заявкой и с единственной соответствующей заявкой признаются несостоявшимися и составляют 33,54% в общей массе проведенных закупок по госсектору в целом.

Показатели качества работы заказчика (Рис.28) отражают, насколько ответственно заказчик относится к выполнению своих обязанностей в соответствии с законодательством в сфере размещения государственного заказа и насколько качественно оформляет документацию для его проведения.

За период НРПЗ 2015 произошел резкий рост закупочных процедур, опубликованных с нарушением срока публикации: с 0,48% до 11,28%, также увеличилось количество процедур, на которые были присланы заявки на получение разъяснения - на 6,09%. Динамика изменения показателей качества работы заказчика, вероятно, говорит о том, что заказчики прошли переходный период в сфере законодательства относительно размещения заказа, с 94-ФЗ на 44-ФЗ, и стали менее ответственно соблюдать требования Федерального закона №44-ФЗ относительно публикации закупок в единой информационной системе (на  период исследования - ООС) и менее тщательно  составлять документацию для осуществления закупок, что напрямую отразилось на значениях данных показателей.

 

Экономическая эффективность закупок

Одним из основных критериев оценки результатов закупочной деятельности заказчика является экономическая эффективность проведенных закупок. В основе государственных и муниципальных закупок лежит принцип эффективности использования бюджетных средств, поэтому показатель экономической эффективности играет значимую роль при оценке заказчика. При этом показатель экономической эффективности зависит от нескольких факторов: вида закупки, предмета закупки, состояния конкурентной среды, уровня квалификации заказчика и других факторов.

  

Распределение вида закупки по определенным диапазонам дисконта

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения электронного аукциона являются диапазоны от 5-10% и от 10-20%, на их долю приходятся 51,29% и 37,42% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения электронного аукциона являются диапазоны от 5-10% и от 10-20%, на их долю приходятся 51,29% и 37,42% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения двухэтапных конкурсов являются диапазоны от 2-5% и от 20% и больше, на их долю приходятся 21,74% и 58,70% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения конкурсов с ограниченным участием являются диапазоны от 5-10% и от 20% и больше, на их долю приходятся 20,70% и 58,02% опубликованных процедур соответственно.

Явным и неоспоримым лидером распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения запросов котировок является диапазон от 10-20% с результатами 91,86% опубликованных процедур.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения запросов предложений являются диапазоны менее 1% и от 2-5%, на их долю приходятся 35,10% и 32,35% опубликованных процедур соответственно.

Таким образом, большая часть наиболее открытых видов закупок, ЭА и открытых конкурсов, позволяет сэкономить от 5 до 10% бюджетных средств. Более половины таких специфических закупок, как двухэтапный конкурс и конкурс  с ограниченным участием, имеют снижение начальных максимальных цен от 20% и более. За период НРПЗ 2015 порядка 91% запросов котировок позволили сэкономить от 10 до 20% финансовых средств, а большая часть запросов предложений, что было ожидаемо, имеют дисконты менее 1%.

 

 

Распределение заказчиков различного уровня организации по определенным диапазонам дисконта

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения конкурентных процедур федеральными заказчиками являются диапазоны от 5-10% и от 10-20%, на их долю приходятся 60,27% и 30,88% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения конкурентных процедур региональными заказчиками являются диапазоны от 5-10% и от 10-20%, на их долю приходятся 37,33% и 52,83% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения конкурентных процедур муниципальными заказчиками являются диапазоны от 5-10% и от 10-20%, на их долю приходятся 25,76% и 52,60% опубликованных процедур соответственно.

 

По всем трем уровням организации заказчиков от 70 до 90% всех проведенных закупок, сточки зрения экономической эффективности, распределены по следующим диапазонам дисконта: 5-10% и 10-20%. Следовательно, государственные и муниципальные заказчики за период НРПЗ 2015 сэкономили от 5 до 20% бюджетных средств.

 

 

Среднее значение экономической эффективности закупки

Количество допущенных заявок — это реальный показатель конкурентной борьбы в ходе проведения конкурентной закупочной процедуры. Количество допущенных заявок прямо пропорционально оказывает влияние на экономическую эффективность закупки, и как следствие, позволяет сэкономить бюджетные средства. По всем видам закупки при количестве допущенных заявок, равном более 5 заявок, средний дисконт является максимальным.

 

За период НРПЗ 2015 лидером по экономии бюджетных средств с одной допущенной заявкой является конкурс с ограниченным участием, со средним показателем дисконта на уровне 25,49%, при двух и трех допущенных заявках лидером по показателю дисконта также является конкурс с ограниченным участием со средними показателями дисконта на уровне 22,07% и 31,31% соответственно. При четырех допущенных заявках вне конкуренции такой способ размещения заказа как двухэтапный конкурс, с показателями среднего уровня дисконта 52,06%. С пятью и более допущенными заявками лучший показатель имеют также двухэтапные конкурсы, их средний показатель дисконта 55,05%.

 

 

Структура заключенных контрактов

Итогом осуществления закупки любого вида является заключение и подписание контракта между заказчиком и поставщиком для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Статистические данные по контрактам являются наглядным результатом закупочной деятельности заказчиков.

В соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ») органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны оказывать поддержку субъектам среднего и малого предпринимательства в целях его развития. Государственные и муниципальные заказчики поддерживают малое предпринимательство посредством осуществления конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов) среди СМП согласно ст. 30 закона о Контрактной системе. За период исследования наибольшее количество контрактов с СМП было заключено на муниципальном уровне организаций: доля контрактов муниципальных заказчиков с СМП от общего числа заключенных контрактов составляет 36,63%, что является самым высоким показателем. Доля контрактов с СМП, заключенных федеральными и региональными заказчиками, практически одинакова и равняется порядка 17%.

В лидерах по количеству заключенных контрактов по начальной максимальной цене контракта, объявленной при публикации извещения о закупке, сектор федеральных заказчиков, которые заключили 23,58% контрактов по начальной максимальной цене. Доля контрактов, заключенных муниципальными заказчиками и региональными заказчиками, без снижения начальной цены лота составила 22,76% и 18,06% соответственно. Таким образом, на каждом уровне организации заказчиков 1/5 часть контрактов за период были заключены по начальной максимальной цене контрактов, что говорит о неэффективном размещении заказа и нестабильной конкурентной среде.

Доля расторгнутых контрактов в общем объеме заключенных контрактов в первую очередь показывает эффективность заказчика, как инструмента проведения закупок полного цикла, от объявления извещения до реализации контракта. Лидером по количеству таких контрактов является сектор муниципальных заказчиков с результатом 18,89% расторгнутых контрактов, т.е. практически каждый пятый заключенный контракт в последствии был расторгнут. В федеральном и региональном секторах результаты в пределах допустимых норм.

Большое количество заявок, поданных на конкурентную процедуру, является предпосылкой к получению максимальной экономии бюджетных средств.  Таким образом, наименее конкурентоспособными и наименее эффективными являются такие виды закупок как: запросы предложений (доля контрактов с одной поданной заявкой - 30,82%); запросы котировок (доля контрактов с одной поданной заявкой - 33,56%); конкурсы с ограниченным участием (доля контрактов с одной поданной заявкой - 26,54%).

В рамках определения доли несостоявшихся конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов) по видам закупок образуется следующая структура: доля несостоявшихся закупок - более 30% и доля несостоявшихся закупок – до 25%. Доля несостоявшихся закупок, равная более 30%, соответствует запросам котировок (37,39%) и запросам предложений (34,83%). По остальным видам закупки доля несостоявшихся процедур – меньше 25%.

Доля контрактов, заключенных по начальной максимальной цене контракта, это основной показатель эффективности осуществления той или иной закупки, чем выше данный показатель, тем ниже положительный результат от проведения закупочной процедуры.  Самым эффективным видом закупки является двухэтапный конкурс: доля контрактов, заключенных по начальной цене лота, по итогам проведения двухэтапных конкурсов равна 3,85%. Самым малоэффективным является запрос предложений: доля контрактов, заключенных по начальной цене лота, по итогам проведения запросов предложений, равна 31%.  Доля контрактов, заключенных по начальной цене лота, по итогам проведения ЭА и открытых конкурсов, составляет порядка 22% на каждый вид закупки. Доля контрактов, заключенных по начальной цене лота, по итогам проведения конкурсов с ограниченным участием и ЗК, составляет порядка 13% на каждый вид закупки.

 

 

Корпоративные закупщики

Данный сектор представлен двумя группами заказчиков: компании, закупочная деятельность которых ориентирована на стандарты и процедуры, определяющие практику государственных организаций (федеральный закон №223-ФЗ) и компании, которые обладают правом самостоятельно разрабатывать регламенты, регулирующие их закупочную деятельность.

За период исследования заказчиками класса закупщиков 223-ФЗ было опубликовано порядка 1,8 млн. процедур закупок, начальная максимальная цена которых составила 11,2 трлн. руб. При этом доля объема закупок заказчиков класса 223-ФЗ весьма велика и равна 72,72% от общего объема национального рынка закупок за период НРПЗ 2015.

В рамках Федерального закона №223-ФЗ закупочная деятельность заказчиков в основном сводится к размещению закупок у единственного поставщика, чем к осуществлению закупок посредством открытой и конкурентной борьбы.

Более 91% всех проведенных закупок приходится на закупку у единственного поставщика, доля остальных видов закупочных процедур составляет не более 9%, при этом из них на долю электронных аукционов пришлось всего 1,2% от общего числа закупок. Доля процедур в форме открытых конкурсов равна 0,19%, что является минимальным показателем за все время составления НРПЗ.  Таким образом, можно однозначно сказать, что Федеральный закон №223-ФЗ, в соответствии с которым происходит размещение заказа корпоративными закупщиками национального рынка закупок, не оказывает должного эффекта на результаты деятельности заказчиков, так как сам закон предоставляет большую свободу действий заказчикам, что в свою очередь ведет к его прямому неисполнению.

Таким образом, более половины всего объёма закупок в рамках 223-ФЗ, что составляет в абсолютном выражении порядка 5,6 трлн. руб., является закупками у единственного поставщика. На остальные виды закупок, которые проводятся по прямым правилам заказчика, приходится 41,92% от общей суммы начальных максимальных цен контрактов, что говорит о вероятных нарушениях в сфере законодательства о закупках, о существующей коррумпированности и непрозрачности проведения такого рода процедур. На прозрачные и открытые виды закупочных процедур, такие как электронный аукцион и открытый конкурс, приходится всего 5 % от общего объема начальных максимальных цен.

Хотя доля электронных аукционов в общем количестве размещенных процедур составляет всего 1,2% от общего количества проведенных закупок, но количество поданных заявок на электронные аукционы весьма велико и превышает 23% от общего числа поданных заявок, что говорит о большой популярности и доступности данного вида закупок. Доля поданных заявок на открытый конкурс составляет 4,9%, по иным видам процедур - 71,1%.

С точки зрения поддержки малого и среднего предпринимательства, представленного поставщиками товаров и услуг для заказчиков в рамках 223-ФЗ, доля заключенных контрактов и договоров с субъектами малого предпринимательства малозначительна как по количеству заключенных контрактов, так и по их сумме. Всего 2,29% заключенных контрактов приходится на долю субъектов малого предпринимательства и 8,71% составляет сумма заключенных контрактов от общего объема закупок.

Распределение корпоративных закупок в рамках 223-ФЗ по видам экономической деятельности, продукции и услуг

Сфера деятельности заказчиков, руководствующихся 223-ФЗ, так же обширна, как и у государственных и муниципальных заказчиков. В рамках НРПЗ 2015 лидерами по количественной и финансовой составляющей по итогам проведенных закупок стали следующие разделы ОКДП:

  • Раздел D «Обрабатывающая промышленность», доля которого равна 37,28% от общего количества процедур и более 1 911 562,85 млн. руб. начальных максимальных цен;

  • Раздел F «Строительство» с долей – 28,22% от общего количества процедур и более 1 446 908,00 млн. руб. начальных максимальных цен;

  • Раздел C «Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров» с долей - 13,78% от общего количества процедур и с общей суммой - 706 472,51 млн. руб.

  

Электронные аукционы

В рамках проведения аукционов в электронной форме наибольшие суммы объема начальных максимальных цен распределены по разделам: D «Обрабатывающая промышленность» с долей более 37,21% и I «Транспорт, складское хозяйство и связь» более 32,41% от общего объема размещенных средств в рамках ЭА. По количеству безоговорочным лидером является раздел ОКДП D «Обрабатывающая промышленность» с долей - 64,03% от общего количество размещенных процедур.

 

Открытые конкурсы

В рамках проведения аукционов в электронной форме наибольшие суммы объема начальных максимальных цен распределены по разделам: D «Обрабатывающая промышленность» с долей более 37,21% и I «Транспорт, складское хозяйство и связь» более 32,41% от общего объема размещенных средств в рамках ЭА. По количеству безоговорочным лидером является раздел ОКДП D «Обрабатывающая промышленность» с долей - 64,03% от общего количество размещенных процедур.

 

Открытые конкурсы

В рамках проведения прочих закупок по общему количеству лидируют три раздела ОКДП:

  • D «Обрабатывающая промышленность» (доля – 49,44%);

  • F «Строительство» (доля – 17,69);

  • K «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой; деятельность исследовательская и коммерческая» (доля – 14,02%).

В финансовом выражении лидеры - два основных раздела: F «Строительство» и D «Обрабатывающая промышленность», на общую долю которых приходится более 63% от общих начальных максимальных цен.


По федеральному закону №223-ФЗ работает более 77 000 организаций, зарегистрированных на ООС. Информация об этих организациях, а также сведения об их закупочной деятельности в обязательном порядке предписаны к публикации на ООС.

Среди коммерческих организаций в Рейтинге представлены наиболее крупные и значимые заказчики на российском рынке. Всего в НРПЗ 2015 участвует 106 коммерческих компаний различных сфер деятельности. Коммерческие организации самостоятельно разрабатывают регламенты, регулирующие закупочную деятельность. Собственные регламенты должны быть разработаны и находиться в рамках законодательства Российской Федерации.

Свяжитесь с нами для консультации

Мы всегда рады помочь, ответить на все интересующие Вас вопросы, дать рекомендации по улучшению закупочной деятельности.

РЕЙТИНГИ

2006       2012       2016

2007       2013       2017

2009       2014       2018

2010       2015       2019

КОНТАКТЫ

Оргкомитет:

org@nrpz.ru +7 (499) 288 13 28

Координатор:

Валяева Оксана 
o.valyaeva@nrpz.ru +7 (903) 688 60 73

НРПЗ

© 2006-2019

Организационный комитет проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок"