2016 | Россия | Национальный рейтинг прозрачности закупок

Результаты исследования

Государственный сектор закупщиков

В НРПЗ 2016 участвуют более 82 тыс. государственных и муниципальных заказчиков, которые распределяются по категориям (по количеству подведомственных организаций):

  • Федеральные заказчики обеспечивают потребности Российской Федерации, необходимые для осуществления функций и полномочий государства, реализации федеральных целевых программ, а также исполняют международные обязательства Российской Федерации и реализуют межгосударственные целевые программы, в которых участвует Российская Федерация.

  • Региональные заказчики обеспечивают нужды субъектов Российской Федерации, необходимые для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, и реализации региональных целевых программ.

  • Муниципальные заказчики размещают заказы для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Обобщенные показатели сектора государственных закупщиков, полученные в процессе составления НРПЗ 2016, представлены в таблице:

Обобщенные показатели сектора государственных закупщиков, полученные в процессе составления НРПЗ 2016, представлены в таблице:

По способам осуществления закупок среди государственных закупщиков, как и по итогам исследования прошлого года, лидирует форма электронного аукциона:

9 Таблица составлена по данным заказчиков, являющихся участниками НРПЗ 2016

С момента появления закупочной процедуры - электронный аукцион (далее ЭА) в сфере государственных закупок прошло достаточно большое количество времени, но и на сегодняшний день ЭА является самым востребованным способом размещения государственного и муниципального заказа. В первую очередь это связано с тем, что ЭА - самый открытый, наиболее удобный и эффективный способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Электронные аукционы проводятся через Интернет, что позволяет проводить торги наиболее оперативно, привлекается достаточно большое количество фирм-конкурентов, увеличивается прозрачность проведения закупочных процедур, что положительно влияет на конкурентную среду и рациональное использование бюджетных средств. В госсекторе - доля электронного аукциона превышает ¾ от общего объема опубликованных процедур (76,95%). Больше всего электронных аукционов за период НРПЗ 2016 проведено муниципальными образованиями РФ – 80,62% от общего количества проведенных закупок.

Запрос котировок (далее ЗК) на протяжении нескольких последних лет теряет свои позиции, при этом общий процент размещения остаётся на достаточно высоком уровне 17,13% от общего количества опубликованных процедур. Главным преимуществом данного вида процедур является размещение заказа в сжатые сроки и простота проведения, так как ЗК содержит минимум требований.

За период НРПЗ 2016 наблюдается значительное увеличение доли открытых конкурсов: доля открытых конкурсов выросла в 6 раз и составила 5,38% процедур от общего количества всех видов закупок.

В рамках проведенного исследования за период НРПЗ 2016 можно констатировать, что доля электронных аукционов уменьшилась на 1,78% (по сравнению с предыдущим периодом исследования), в то время как за этот же период наблюдается увеличение доли открытых конкурсов на 4,45% и снижение доли запросов котировок - на 2,48%.

Несмотря на то, что по сумме доля «новых» видов закупочных процедур (двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений) весьма значительна, по количеству же весьма мала. Все «новые» виды закупок составляют порядка 0,5% от общего количества, при этом наблюдается их снижение по сравнению с предыдущим периодом НРПЗ.

По итогам исследования НРПЗ 2016 можно сделать вывод, что «классические» формы закупок (ЭА, открытые конкурсы, запросы котировок) наиболее востребованы среди заказчиков на сегодняшний день. Осуществление закупок посредством двухэтапных конкурсов, конкурсов с ограниченным участием и запросов предложений, действующих с момента вступления 44-ФЗ о Контрактной системе, составляет малую долю. Вероятно, заказчики не адаптировались к новым специфическим правилам и условиям проведения закупок.

 

Структуру активности поставщиков и заказчиков в ходе проведения конкурентной процедуры можно проследить, основываясь на конечных результатах. На общие показатели закупочной деятельности заказчиков влияют количество отклонённых и поданных заявок, при этом нужно обратить внимание, каким образом заявки поставщиков оказывают влияние на итог проведенной закупки. Естественно большое количество поданных заявок в рамках проведения одной процедуры должно благоприятно отразиться на снижении начальной максимальной цены контракта, но важно помнить, что цена - это всего лишь один из критериев эффективности проведения закупки, следует учесть также качество предоставляемых услуг, выполнения работ и поставку товаров.

Результаты анализа активности поставщиков и заказчиков в рамках НРПЗ 2016 показали следующие результаты, по госсектору в целом: доля конкурентных процедур без заявок на уровне 5,47% от общего числа опубликованных процедур, доля процедур со всеми отклонёнными заявками - 1,35%, доля процедур с одной поданной заявкой - 30,42%, доля процедур с единственной соответствующей заявкой – 1,52%, доля конкурентных процедур с четырьмя и более поданными заявками – 24,20%. Данные значения являются средними и, следовательно, отражают тенденции активности поставщиков и заказчиков в разрезе уровней организации заказчиков, где наблюдаются как положительные, так и отрицательные отклонения от среднего показателя (Рис.27).

Процедуры без поданных заявок, с отклоненными заявками, с одной поданной заявкой и с единственной соответствующей заявкой признаются несостоявшимися и составляют 38,76% в общей массе проведенных закупок по госсектору в целом.

Показатели качества работы заказчика (Рис.28) отражают, насколько ответственно заказчик относится к выполнению своих обязанностей в соответствии с законодательством в сфере размещения государственного заказа и насколько качественно оформляет документацию для его проведения.

За период НРПЗ 2016 произошел резкое снижение закупочных процедур, опубликованных с нарушением срока публикации: с 11,28% до 5,48%, также увеличилось количество процедур, на которые были присланы заявки на получение разъяснения - на 1,42%. Динамика изменения показателей качества работы заказчика, вероятно, говорит о том, что заказчики прошли переходный период в сфере законодательства относительно размещения заказа, с 94-ФЗ на 44-ФЗ, и приобрели больший опыт в соблюдении требования Федерального закона №44-ФЗ относительно публикации закупок в единой информационной системе (на период исследования - ООС).):

 

Экономическая эффективность закупок

Одним из основных критериев оценки результатов закупочной деятельности заказчика является экономическая эффективность проведенных закупок. В основе государственных и муниципальных закупок лежит принцип эффективности использования бюджетных средств, поэтому показатель экономической эффективности играет значимую роль при оценке заказчика. При этом показатель экономической эффективности зависит от нескольких факторов: вида закупки, предмета закупки, состояния конкурентной среды, уровня квалификации заказчика и других факторов. 

Распределение вида закупки по определенным диапазонам дисконта

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения электронного аукциона являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 46,08% и 30,47% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения открытых конкурсов являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 36,37% и 22,41% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения двухэтапных конкурсов являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 28,13% и 46,88% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения конкурсов с ограниченным участием являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 48,82% и 17,10% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения запросов котировок являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 32,63% и 28,41% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения запросов предложений являются диапазоны менее 1% и от 2-5%, на их долю приходятся 71,26% и 7,57% опубликованных процедур соответственно.

 

Таким образом, практически у всех видов процедур прослеживается одна и также тенденция, максимальное количество контрактов заключаются в диапазоне снижения менее 1 процента и более 20 процентов   от начальной максимальной цены лота. Исключением является запрос предложения в ходе проведения которых основная доля заключенных контрактов приходиться на снижение менее 1 процента.

 

Распределение заказчиков различного уровня организации по определенным диапазонам дисконта

Лидерами диапазонов распределения снижения начальной максимальной цены лота в ходе проведения конкурентных процедур федеральными заказчиками являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 42,27% и 26,67% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения конкурентных процедур региональными заказчиками являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 38,31% и 32,99% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения конкурентных процедур муниципальными заказчиками являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 38,74% и 33,13% опубликованных процедур соответственно.

 

По всем трем уровням организации заказчиков примерно 70 % всех проведенных закупок, с точки зрения экономической эффективности, распределены по следующим диапазонам дисконта: менее 1% и более 20%. Так же стоит отметить, что в среднем 30% всех заключенных контрактов приходится на снижение начальной максимальной цены более чем 20 %.

 

 

Среднее значение экономической эффективности закупки

Количество допущенных заявок — это реальный показатель конкурентной борьбы в ходе проведения конкурентной закупочной процедуры. Количество допущенных заявок прямо пропорционально оказывает влияние на экономическую эффективность закупки, и как следствие, позволяет сэкономить бюджетные средства. По всем видам закупочных процедур при количестве допущенных заявок, равном более 5 заявок, средний дисконт является максимальным.

За период НРПЗ 2016 лидером по экономии бюджетных средств с одной допущенной заявкой является запрос котировок, со средним показателем дисконта на уровне 8,24%, также при двух, трех и четырех допущенных заявках безусловным лидером по показателю дисконта является запрос котировок со средними показателями дисконта на уровне 14,31%,  25,03% и 33,21% соответственно. С пятью и более допущенными заявками лучший показатель имеют двухэтапные конкурсы, их средний показатель дисконта 39,25%.

 

Структура заключенных контрактов

Итогом осуществления закупки любого вида является заключение и подписание контракта между заказчиком и поставщиком для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Статистические данные по контрактам являются наглядным результатом закупочной деятельности заказчиков.

В соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ») органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны оказывать поддержку субъектам среднего и малого предпринимательства в целях его развития. Государственные и муниципальные заказчики поддерживают малое предпринимательство посредством осуществления конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов) среди СМП согласно ст. 30 закона о Контрактной системе. За период исследования наибольшее количество контрактов с СМП было заключено на муниципальном уровне организаций: доля контрактов муниципальных заказчиков с СМП от общего числа заключенных контрактов составляет 32,05%, что является самым высоким показателем. На второй позиции по доле контрактов с СМП находятся региональные заказчики – 23,98%. Меньше всего контрактов с СМП заключили организации федерального уровня: доля контрактов с СМП составляет 13,51%. Вероятно, полученные доли свидетельствуют о том, что представителей СМП больше привлекает участие в конкурентных процедурах региональных и муниципальных заказчиков, так как федеральные заказчики более требовательны к качеству и срокам.

В лидерах по количеству заключенных контрактов по начальной максимальной цене контракта, объявленной при публикации извещения о закупке, сектор федеральных заказчиков, которые заключили 35,8% контрактов по начальной максимальной цене. Доля контрактов, заключенных региональными заказчиками и муниципальными заказчиками, без снижения начальной цены лота составила 29,8% и 29,7% соответственно. Таким образом, на каждом уровне организации заказчиков порядка 1/3 части контрактов за период были заключены по начальной максимальной цене контрактов, что говорит о неэффективном размещении заказа и нестабильной конкурентной среде.

Доля расторгнутых контрактов в общем объеме заключенных контрактов в первую очередь показывает эффективность заказчика, как инструмента проведения закупок полного цикла, от объявления извещения до реализации контракта. Лидером по количеству таких контрактов является сектор муниципальных заказчиков с результатом 15,14% расторгнутых контрактов, т.е. практически каждый шестой-седьмой заключенный контракт в последствии был расторгнут. В федеральном и региональном секторах результаты в пределах допустимых норм.

Большое количество заявок, поданных на конкурентную процедуру, является предпосылкой к получению максимальной экономии бюджетных средств. За период НРПЗ 2016 наименее конкурентоспособными и наименее эффективными являются такие виды закупок как: запросы предложений (доля контрактов с одной поданной заявкой - 51,6%); запросы котировок (доля контрактов с одной поданной заявкой - 47,3%); двухэтапные конкурсы (доля контрактов с одной поданной заявкой - 46,6%). Таким образом, по результатам проведения электронных аукционов, открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, ¼ заключенных контрактов были заключены с одной поданной заявкой; по результатам проведения двухэтапных конкурсов, запросов котировок, запросов предложений, половина заключенных контрактов были заключены с одной поданной заявкой.

В рамках определения доли несостоявшихся конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов) по видам закупок образуется следующая структура: доля несостоявшихся закупок - более 50% и доля несостоявшихся закупок – до 36%. Доля несостоявшихся закупок, равная более 50%, соответствует двухэтапным конкурсам (60%), запросам котировок (58,74%) и запросам предложений (54,22%). По остальным видам закупки доля несостоявшихся процедур – меньше 36%.

Доля контрактов, заключенных по начальной максимальной цене контракта, это основной показатель эффективности осуществления той или иной закупки, чем выше данный показатель, тем ниже положительный результат от проведения закупочной процедуры.  Самым эффективными видами закупки являются запрос котировок и открытый конкурс: доля контрактов, заключенных по начальной цене лота, по итогам проведения равна 19,32% и 21,27% соответственно. Самым малоэффективным является запрос предложений: доля контрактов, заключенных по начальной цене лота, по итогам проведения запросов предложений, равна 47,84%.  По остальным закупкам доля контрактов, заключенных по начальной максимальной цене контракта, находится в пределах от 26,66% до 33,42%.

 

 

Корпоративные закупщики

Данный сектор представлен двумя группами заказчиков: компании, закупочная деятельность которых ориентирована на стандарты и процедуры, определяющие практику государственных организаций (федеральный закон №223-ФЗ) и компании, которые обладают правом самостоятельно разрабатывать регламенты, регулирующие их закупочную деятельность.

За период исследования заказчиками класса закупщиков 223-ФЗ было опубликовано порядка 1,3 млн. процедур закупок, начальная максимальная цена которых составила 25,23 трлн. руб. При этом доля объема закупок заказчиков класса 223-ФЗ весьма велика и равна 72,67% от общего объема национального рынка закупок за период НРПЗ 2016.

В рамках Федерального закона №223-ФЗ формы закупочных процедур весьма разнообразны, так как они не регламентированы законом, а выбираются самими заказчиками по их желанию и потребностям и фиксируются в положениях о закупках.

В рамках определения доли несостоявшихся конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов) по видам закупок образуется следующая структура: доля несостоявшихся закупок - более 50% и доля несостоявшихся закупок – до 36%. Доля несостоявшихся закупок, равная более 50%, соответствует двухэтапным конкурсам (60%), запросам котировок (58,74%) и запросам предложений (54,22%). По остальным видам закупки доля несостоявшихся процедур – меньше 36%.

Таким образом, более половины всего объёма закупок в рамках 223-ФЗ, что составляет в абсолютном выражении порядка 14,23 трлн. руб., приходится на иные способы закупки, которые проводятся по прямым правилам заказчика, что говорит о вероятных нарушениях в сфере законодательства о закупках, о существующей коррумпированности и непрозрачности проведения такого рода процедур. Порядка 40% от общей суммы начальных максимальных цен контрактов составляют закупки у единственного поставщика. На прозрачные и открытые виды закупочных процедур, такие как электронный аукцион и открытый конкурс, приходится менее 4% от общего объема начальных максимальных цен.

В рамках 223-ФЗ доля допущенных заявок находится в пределах от 79,4% до 87,65%, доля отклоненных заявок от 12,35% до 20,61%. Наилучшие показатели по заявкам имеют запросы котировок: доля допущенных заявок – 87,65%, отклоненных – 12,35%.

 

Доля допущенных заявок по аукционам, как электронным, так и открытым составляет порядка 85%, а доля отклоненных заявок – порядка 15%. Открытые конкурсы имеют наименьшую долю допущенных заявок – 79,4%, но наибольшую долю отклоненных – 20,61%, что, вероятно, связано со спецификацией предмета закупки.

С точки зрения поддержки малого и среднего предпринимательства, представленного поставщиками товаров и услуг для заказчиков в рамках 223-ФЗ, доля заключенных контрактов и договоров с субъектами малого предпринимательства по сумме контрактов не велика и составила 9,74% от общего объема закупок. По количеству - 25,89% заключенных контрактов приходится на долю субъектов малого предпринимательства.

 

Распределение корпоративных закупок в рамках 223-ФЗ по видам экономической деятельности, продукции и услуг

Сфера деятельности заказчиков, руководствующихся 223-ФЗ, так же обширна, как и у государственных и муниципальных заказчиков. В рамках НРПЗ 2016 лидерами по количественной и финансовой составляющим по итогам проведенных закупок стали следующие разделы ОКДП:

  • Раздел D «Обрабатывающая промышленность», доля которого равна 53,28% от общего количества процедур и более 5 783,64 млрд. руб. начальных максимальных цен;

  • Раздел K «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой; деятельность исследовательская и коммерческая» с долей – 11, 72% от общего количества процедур, с общей суммой – 1 711,22 млрд. руб.

  • Раздел F «Строительство» с долей – 9,08% от количества процедур и более 3 360,52  млрд. руб. начальных максимальных цен;

  • Раздел I «Транспорт, складское хозяйство и связь» с долей - 4,73% от количества процедур, с суммой – 3 164,69  млрд. руб.

  • Раздел C «Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров» с долей - 4,17% от  количества процедур, с суммой – 3 407,33  млрд. руб.

Электронные аукционы

 

В рамках проведения аукционов в электронной форме как по сумме, так и по количеству безоговорочным лидером является раздел ОКДП D «Обрабатывающая промышленность» с долей – 72,35% от общего объема размещенных средств в рамках ЭА и с долей – 68,81% от общего количества размещенных процедур.

Открытые конкурсы

 

В рамках проведения открытых конкурсов по количеству и по размещенным суммам начальных максимальных цен лидируют два раздела:

  • F «Строительство», доля которого по сумме – 35,95%, по количеству – 19,46%;

  • D «Обрабатывающая промышленность», доля которого от размещенных открытых конкурсов – 32,44% и 18,49% от начальных максимальных цен контрактов.

Прочие виды закупок

 

В рамках проведения прочих закупок по общей сумме начальных максимальных цен лидируют три раздела ОКДП:

 

  • D «Обрабатывающая промышленность» с долей 29,13%;

  • C «Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров» с долей 19,94%;

  • F «Строительство» с долей 17,07% от общего объема размещенных средств в рамках прочих закупок.

По количеству прочих закупок безоговорочным лидером является раздел ОКДП D «Обрабатывающая промышленность» с долей – 58,19% от общего количества размещенных процедур.

Закупки у единственного поставщика

 

В рамках проведения закупок у единственного поставщика по общему объему размещенных средств цен лидируют три раздела ОКДП:

 

  •  D «Обрабатывающая промышленность» с долей 21,28%;

  • I «Транспорт, складское хозяйство и связь» с долей 19,55%;

  • F «Строительство» с долей 12,41% .

 

По количеству закупок у единственного поставщика безоговорочным лидером является раздел ОКДП D «Обрабатывающая промышленность» с долей – 45,32% от общего количества размещенных процедур.

По федеральному закону №223-ФЗ работает порядка 84 000 организаций, зарегистрированных на ЕИС. Информация об этих организациях, а также сведения об их закупочной деятельности в обязательном порядке предписаны к публикации на ЕИС.

Среди коммерческих организаций в Рейтинге представлены наиболее крупные и значимые заказчики на российском рынке. Всего в НРПЗ 2016 участвует 117 коммерческих компаний различных сфер деятельности. Коммерческие организации самостоятельно разрабатывают регламенты, регулирующие закупочную деятельность. Собственные регламенты должны быть разработаны и находиться в рамках законодательства Российской Федерации.

Свяжитесь с нами для консультации

Мы всегда рады помочь, ответить на все интересующие Вас вопросы, дать рекомендации по улучшению закупочной деятельности.

РЕЙТИНГИ

2006       2012       2016

2007       2013       2017

2009       2014       2018

2010       2015       2019

КОНТАКТЫ

Оргкомитет:

org@nrpz.ru +7 (499) 288 13 28

Координатор:

Валяева Оксана 
o.valyaeva@nrpz.ru +7 (903) 688 60 73

НРПЗ

© 2006-2019

Организационный комитет проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок"