Результаты исследования

 

Государственный сектор закупщиков

В НРПЗ 2017 участвуют более 75 тыс. государственных и муниципальных заказчиков, которые распределяются по категориям (по количеству подведомственных организаций):

Федеральные заказчики обеспечивают потребности Российской Федерации, необходимые для осуществления функций и полномочий государства, реализации федеральных целевых программ, а также исполняют международные обязательства Российской Федерации и реализуют межгосударственные целевые программы, в которых участвует Российская Федерация.

Региональные заказчики обеспечивают нужды субъектов Российской Федерации, необходимые для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, и реализации региональных целевых программ.

Муниципальные заказчики размещают заказы для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, а также функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Обобщенные показатели сектора государственных закупщиков, полученные в процессе составления НРПЗ 2017, представлены в таблице:

По способам осуществления закупок среди государственных закупщиков, как и по итогам исследования прошлого года, лидирует форма электронного аукциона:

С момента появления закупочной процедуры - электронный аукцион (далее ЭА) в сфере государственных закупок прошло достаточно большое количество времени, но и на сегодняшний день ЭА является самым востребованным способом размещения государственного и муниципального заказа. В первую очередь это связано с тем, что ЭА - самый открытый, наиболее удобный и эффективный способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Электронные аукционы проводятся через Интернет, что позволяет проводить торги наиболее оперативно, привлекается достаточно большое количество фирм-конкурентов, увеличивается прозрачность проведения закупочных процедур, что положительно влияет на конкурентную среду и рациональное использование бюджетных средств.  В госсекторе - доля электронного аукциона составляет порядка 4/5 от общего объема опубликованных процедур (80,70%). Больше всего электронных аукционов за период НРПЗ 2017 проведено субъектами РФ – 82,67% от общего количества проведенных закупок.

По итогам НРПЗ 2017 запрос котировок (далее ЗК) сохраняет свои позиции: за период НРПЗ 2017 доля ЗК составила 17,2% от общего количества опубликованных процедур, что больше на 0,1% по сравнению с прошлогодним значением. Главным преимуществом данного вида процедур является размещение заказа в сжатые сроки и простота проведения, так как ЗК содержит минимум требований.

За период НРПЗ 2017 наблюдается значительное снижение доли открытых конкурсов: доля открытых конкурсов уменьшилась в 3,6 раз по сравнению с прошлогодним значением и составила 1,5% процедур от общего количества всех видов закупок.

В рамках проведенного исследования за период НРПЗ 2017 можно констатировать, что доля электронных аукционов увеличилась на 3,75% (по сравнению с предыдущим периодом исследования), в то время как за этот же период наблюдается уменьшение доли открытых конкурсов на 3,9% и небольшое увеличение доли запросов котировок - на 0,1%.

Несмотря на то, что по сумме доля «новых» видов закупочных процедур (двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений) весьма значительна, по количеству же весьма мала. Все «новые» виды закупок составляют порядка 0,6% от общего количества, при этом наблюдается их увеличение на 0,1% по сравнению с предыдущим периодом НРПЗ.

По итогам исследования НРПЗ 2017 можно сделать вывод, что «классические» формы закупок (ЭА, открытые конкурсы, запросы котировок) остаются наиболее востребованными среди заказчиков на сегодняшний день, при этом самым популярным, как и в прошлые годы исследования, является электронная форма закупок в виде электронного аукциона. Осуществление закупок посредством двухэтапных конкурсов, конкурсов с ограниченным участием и запросов предложений, действующих с момента вступления 44-ФЗ о Контрактной системе, составляет малую долю по количеству закупочных процедур, однако по объему закупок "новые" формы процедур занимают значительную долю: суммарная доля конкурсов с ограниченным участием составила 10,63% от общего объема размещенного заказа; суммарная доля запросов предложений – 2,81%, при этом доля такой «классической» формы закупки, как запрос котировок всего лишь – 1,14% от общего объема размещенного заказа. Вероятно, на малое количество осуществления закупок посредством двухэтапных конкурсов, конкурсов с ограниченным участием и запросов предложений оказывают влияние специфические правила и условиям их проведения.

Структуру активности поставщиков и заказчиков можно проанализировать по итогам завершения конкурентной процедуры. На общие показатели закупочной деятельности заказчиков влияют количество отклонённых и поданных заявок, при этом нужно обратить внимание, каким образом заявки поставщиков оказывают влияние на итог проведенной закупки. Безусловно, большое количество поданных заявок в рамках проведения одной процедуры должно благоприятно отразиться на снижении начальной максимальной цены контракта, но важно помнить, что цена - это всего лишь один из критериев эффективности проведения закупки, следует учесть также качество предоставляемых услуг, выполнения работ и поставку товаров.

Результаты анализа активности поставщиков и заказчиков в рамках НРПЗ 2017 показали следующие результаты, по госсектору в целом: доля конкурентных процедур без заявок на уровне 6,22% от общего числа опубликованных процедур, доля процедур со всеми отклонёнными заявками – 1,48%, доля процедур с одной поданной заявкой – 31,27%, доля процедур с единственной соответствующей заявкой – 2,45%, доля конкурентных процедур с четырьмя и более поданными заявками – 27,23%. Данные значения являются средними и, следовательно, отражают тенденции активности поставщиков и заказчиков в разрезе уровней организации заказчиков, где наблюдаются как положительные, так и отрицательные отклонения от среднего показателя (Рис.27).

Процедуры без поданных заявок, с отклоненными заявками, с одной поданной заявкой и с единственной соответствующей заявкой признаются несостоявшимися и составляют 41,42% в общей массе проведенных закупок по госсектору в целом.

Показатели качества работы заказчика (Рис.28) отражают, насколько ответственно заказчик относится к выполнению своих обязанностей в соответствии с законодательством в сфере размещения государственного заказа и насколько качественно оформляет документацию для его проведения.

За период НРПЗ 2017 произошло резкое увеличение закупочных процедур, опубликованных с нарушением срока публикации: с 5,48% до 10,39%, также увеличилось количество процедур, на которые были присланы заявки на получение разъяснения - на 0,36%.

 

Экономическая эффективность закупок

Одним из основных критериев оценки результатов закупочной деятельности заказчика является экономическая эффективность проведенных закупок. В основе государственных и муниципальных закупок лежит принцип эффективности использования бюджетных средств, поэтому показатель экономической эффективности играет значимую роль при оценке заказчика. При этом показатель экономической эффективности зависит от нескольких факторов: вида закупки, предмета закупки, состояния конкурентной среды, уровня квалификации заказчика и других факторов.

Распределение вида закупки по определенным диапазонам дисконта

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения электронного аукциона являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 35,48% и 34,55% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения открытых конкурсов являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 28,68% и 24,26% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения двухэтапных конкурсов являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 47,06% и 26,47% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения конкурсов с ограниченным участием являются диапазоны менее 1% и в пределах от 2 до 5%, на их долю приходятся 42,82% и 13,15% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения запросов котировок являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 27,75% и 30,7% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения запросов предложений являются диапазоны менее 1% и более 20% на их долю приходятся 67,70% и 6,91% опубликованных процедур соответственно.

Таким образом, практически у всех видов процедур прослеживается одна и также тенденция, максимальное количество контрактов заключаются в диапазоне снижения менее 1 процента и более 20 процентов   от начальной максимальной цены лота. Исключением является запросы предложения, в ходе проведения которых большая доля заключенных контрактов приходится на снижение менее 1 процента.

Распределение заказчиков различного уровня организации по определенным диапазонам дисконта

Лидерами диапазонов распределения снижения начальной максимальной цены лота в ходе проведения конкурентных процедур федеральными заказчиками являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 43,25% и 28,31% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения конкурентных процедур региональными заказчиками являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 36,84% и 34,93% опубликованных процедур соответственно.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота в ходе проведения конкурентных процедур муниципальными заказчиками являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 38,58% и 33,60% опубликованных процедур соответственно.

 

По всем трем уровням организации заказчиков примерно 70 % всех проведенных закупок, с точки зрения экономической эффективности, распределены по следующим диапазонам дисконта: менее 1% и более 20%. Так же стоит отметить, что в среднем 30% всех заключенных контрактов приходится на снижение начальной максимальной цены более чем 20 %.

  

Среднее значение экономической эффективности закупки

Количество допущенных заявок — это реальный показатель конкурентной борьбы в ходе проведения конкурентной закупочной процедуры. Количество допущенных заявок прямо пропорционально оказывает влияние на экономическую эффективность закупки, и как следствие, позволяет сэкономить бюджетные средства.

За период НРПЗ 2017 лидером по экономии бюджетных средств с одной допущенной заявкой является открытый конкурс, со средним показателем дисконта на уровне 7,72%. При двух, трех, четырех, пяти и более допущенных заявках безусловным лидером по показателю дисконта является запрос котировок со средними показателями дисконта на уровне 17,29%, 27,54%, 33,55% и 41,05% соответственно; второе место при этих же условиях занимает электронный аукцион со средними показателями дисконта 11,58%, 21,22%, 27,50% и 37,51% соответственно, при этом с одной допущенной заявкой средний показатель дисконта электронного аукциона самый минимальный - 0,93%.

 

Структура заключенных контрактов

Итогом осуществления закупки любого вида является заключение и подписание контракта между заказчиком и поставщиком для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Статистические данные по контрактам являются наглядным результатом закупочной деятельности заказчиков.

В соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ») органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны оказывать поддержку субъектам среднего и малого предпринимательства в целях его развития. Государственные и муниципальные заказчики поддерживают малое предпринимательство посредством осуществления конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов) среди СМП согласно ст. 30 закона о Контрактной системе. За период исследования наибольшее количество контрактов с СМП было заключено на региональном уровне организаций: доля контрактов региональных заказчиков с СМП от общего числа заключенных контрактов составляет 25,96%, что является самым высоким показателем. Эта позиция сохраняется для регионального уровня и по объему заключенных контрактов с СМП, на долю в финансовом выражении приходится 21,95% от общего объема заключенных контрактов. На второй позиции, как в количественном, так и в финансовом выражении контрактов с СМП, находятся муниципальные заказчики – 13,69% и 10,07% соответственно. Меньше всего контрактов с СМП заключили организации федерального уровня: доля контрактов с СМП составляет 11,8%, что наблюдается и по объему заключенных контрактов с СМП, доля в финансовом выражении 6,12% от общего объема заключенных контрактов. Вероятно, полученные доли свидетельствуют о том, что представителей СМП больше привлекает участие в конкурентных процедурах региональных и муниципальных заказчиков, так как федеральные заказчики более требовательны к качеству и срокам.

В лидерах по количеству заключенных контрактов по начальной максимальной цене контракта, объявленной при публикации извещения о закупке, сектор федеральных заказчиков, которые заключили 24,71% контрактов по начальной максимальной цене. Доля контрактов, заключенных региональными заказчиками и муниципальными заказчиками, без снижения начальной цены лота составила 15,27% и 10,89% соответственно.

Доля расторгнутых контрактов в общем объеме заключенных контрактов в первую очередь показывает эффективность заказчика, как инструмента проведения закупок полного цикла, от объявления извещения до реализации контракта. Наибольшая доля расторгнутых контрактов в количественном выражении соответствует сегменту муниципальных заказчиков с показателем 15,31% расторгнутых контрактов, т.е. практически каждый шестой-седьмой заключенный контракт в последствии был расторгнут. В федеральном и региональном сегментах показатели доли расторгнутых контрактов значительно меньше  по сравнению с прошлогодними значениями: в  федеральном сегменте доля расторгнутых контрактов снизилась с 10,25% до 4,35%, а в региональном -  с 7,04% до 5,8%.

Большое количество заявок, поданных на конкурентную процедуру, является предпосылкой к получению максимальной экономии бюджетных средств. За период НРПЗ 2017 наименее конкурентоспособными и наименее эффективными являются такие виды закупок как: запросы котировок (доля контрактов с одной поданной заявкой - 38,56%, при 39,9% от суммарной начальной максимальной цены контракта) и запросы предложений (доля контрактов с одной поданной заявкой - 34,59%, при 21,61% от суммарной начальной максимальной цены контракта). Таким образом, по результатам проведения электронных аукционов, открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, доля контрактов, заключенных с одной поданной заявкой не превышает 17%.

В рамках определения доли несостоявшихся конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (лотов) по видам закупок образуется следующая структура: доля несостоявшихся закупок составляет либо более 40%, либо менее 26%. Доля несостоявшихся закупок, равная более 40%, соответствует запросам котировок (42,45%) и запросам предложений (45,53%). По остальным видам закупки доля несостоявшихся процедур – менее 26%, при этом наименьший показатель доли несостоявшихся закупок составил 14,12% и соответствует открытым конкурсам.

Доля контрактов, заключенных по начальной максимальной цене контракта, это один из основных показателей эффективности осуществления той или иной закупки, чем выше данный показатель, тем ниже положительный результат от проведения закупочной процедуры.  Самым эффективными видами закупки являются запрос котировок и открытый конкурс: доля контрактов, заключенных по начальной цене лота, по итогам проведения равна 19,61% и 19,95% соответственно. Самым малоэффективным является запрос предложений: доля контрактов, заключенных по начальной цене лота, по итогам проведения запросов предложений, равна 49,03%.  По остальным закупкам доля контрактов, заключенных по начальной максимальной цене контракта, находится в пределах от 22,86% до 31,42%.

Корпоративные закупщики

Данный сектор представлен двумя группами заказчиков: компании, закупочная деятельность которых ориентирована на стандарты и процедуры, определяющие практику государственных организаций (федеральный закон №223-ФЗ) и компании, которые обладают правом самостоятельно разрабатывать регламенты, регулирующие их закупочную деятельность.

По федеральному закону №223-ФЗ работает порядка 90 тыс. организаций, зарегистрированных на ЕИС. Информация об этих организациях, а также сведения об их закупочной деятельности в обязательном порядке предписаны к публикации на ЕИС.

 

За период исследования заказчиками класса закупщиков 223-ФЗ было опубликовано порядка 2 млн. процедур закупок, начальная максимальная цена которых составила 39  трлн. руб.

В рамках Федерального закона №223-ФЗ формы закупочных процедур весьма разнообразны, так как они не регламентированы законом, а выбираются самими заказчиками по их желанию и потребностям и фиксируются в положениях о закупках. За период НРПЗ 2017 заказчиками в рамках Федерального закона №223-ФЗ было размещено порядка 200 различных форм закупочных процедур.

Более 59,5% всех размещенных закупок являются закупками, проведенными в рамках внутреннего регламента заказчиков, что на 1,5% больше чем за прошлый период исследования НРПЗ, в число которых входят все виды закупок в рамках 223-ФЗ, кроме закупок у единственного поставщика, электронных аукционов, запросов котировок, открытых аукционов и открытых конкурсов. Порядка 32,7% приходится на закупку у единственного поставщика, что на 5,3% меньше чем за прошлый период исследования НРПЗ. На долю электронных аукционов и открытых конкурсов пришлось менее 3% от общего числа закупок: 1,97% и 0,67% соответственно. Около 5% всех проведенных процедур были проведены посредством запросов котировок. Таким образом, можно однозначно сказать, что Федеральный закон №223-ФЗ, в соответствии с которым происходит размещение заказа корпоративными закупщиками национального рынка закупок, не оказывает должного эффекта на результаты деятельности заказчиков, так как сам закон предоставляет большую свободу действий заказчикам, что в свою очередь ведет к его прямому неисполнению.

Таким образом, более трех четвертых объёма закупок в рамках 223-ФЗ, что составляет в абсолютном выражении порядка 34,51 трлн. руб., приходится на процедуры внутреннего регламента заказчика, которые проводятся по прямым правилам заказчика, что косвенно может свидетельствовать о возможных нарушениях в сфере законодательства о закупках и непрозрачности проведения процедур. Порядка 24% от общей суммы начальных максимальных цен контрактов составляют закупки у единственного поставщика, что в абсолютном выражении составляет порядка 11,23 трлн. руб. На прозрачные и открытые виды закупочных процедур, такие как электронный аукцион и открытый конкурс, запрос котировок, приходится менее 3% от общего объема начальных максимальных цен.

В рамках 223-ФЗ доля допущенных заявок находится в пределах от 82,32% до 91,87%, доля отклоненных заявок от 8,13% до 17,68%. Наилучшие показатели по допущенным заявкам имеют открытый аукцион в рамках 94-ФЗ: доля допущенных заявок – 91,87%, отклоненных – 8,13%.

 

Доля допущенных заявок по аукционам, как электронным, так и открытым составляет порядка 83-86%, а доля отклоненных заявок – порядка 13%. Открытые конкурсы имеют наименьшую долю допущенных заявок – 82,32%,что, вероятно, связано со спецификацией предмета закупки.

С точки зрения поддержки малого и среднего предпринимательства, представленного поставщиками товаров и услуг для заказчиков в рамках 223-ФЗ, доля заключенных контрактов и договоров с субъектами малого предпринимательства по сумме контрактов достаточно велика и составила 46% от общего объема закупок; по количеству - 26% заключенных контрактов приходится на долю субъектов малого предпринимательства.

Распределение закупок в рамках 223-ФЗ по видам экономической деятельности, продукции и услуг

 

Сфера деятельности заказчиков, руководствующихся 223-ФЗ, так же обширна, как и у государственных и муниципальных заказчиков. В рамках НРПЗ 2017 лидерами по количественной составляющей по итогам проведенных закупок стали следующие разделы:

  • C «Продукция обрабатывающих производств»;

  • F «Сооружения и строительные работы»;

  • B «Продукция горнодобывающих производств»;

  • G «Услуги по оптовой и розничной торговле; услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов»;

  • H «Услуги транспорта и складского хозяйства».

 

При этом из всех разделов ОКПД лидирует «Продукция обрабатывающих производств» группы C: по количеству закупок с долей 62,04% от общего числа размещенных процедур, а по сумме начальных максимальных цен контракта с долей 42,10% от общего объема.

В разрезе классов ОКПД лидерами по количественной и финансовой составляющим по итогам проведенных закупок стали следующие классы:

  • Класс 46 «Услуги по оптовой торговле, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами», доля которого равна 3,22% от общего количества процедур и более 3 416,24 млрд. руб. начальных максимальных цен;

  • Класс 42 «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства» с долей – 3, 58% от общего количества процедур, с общей суммой – 3 080,53  млрд. руб.

  • Класс 42  «Здания и работы по возведению зданий» с долей – 2,39% от количества процедур и более 2 578,83  млрд. руб. начальных максимальных цен;

  • Класс 64 «Услуги финансовые, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению» с долей - 0,57% от количества процедур, с суммой – 2 444,86  млрд. руб.

  • Класс 49 «Услуги сухопутного и трубопроводного транспорта» с долей - 1,29% от  количества процедур, с суммой – 2 403,54  млрд. руб.

Закупки у единственного поставщика

В рамках закупок у единственного поставщика в разрезе разделов ОКПД лидирующие позиции занимают следующие разделы:

  • По количеству размещенных процедур лидирует раздел C «Продукция обрабатывающих производств» с долей в 32,08% от общего числа размещенных процедур;

  • По суммарной начальной максимальной цене контракта лидирует раздел K «Услуги финансовые и страховые», доля которого составляет 16,19%.

 

В разрезе классов ОКПД, как по сумме, так и по количеству безоговорочным лидером является класс  74 «Услуги профессиональные, научные и технические, прочие» с долей – 17,89% от общего объема размещенных средств в рамках закупки у единственного поставщика и с долей – 7,79% от общего количества размещенных процедур.

Запросы котировок

В рамках проведения запросов котировок в разрезе разделов ОКПД как по количеству размещенных процедур, так и по суммарной начальной максимальной цене контракта лидирует раздел C «Продукция обрабатывающих производств»: 58,89%  и  58,62% в количественном и финансовом выражении соответственно.

В разрезе классов ОКПД, по количеству и по размещенным суммам начальных максимальных цен лидируют два класса:

  • Класс 23 «Продукты минеральные неметаллические прочие», доля которого по сумме – 10,42%, по количеству – 9,85%;

  • Класс 82 «Услуги в области административного, хозяйственного и прочего вспомогательного обслуживания», доля которого от размещенных открытых конкурсов –10,21% и 8,26% от начальных максимальных цен контрактов.

Открытые аукционы в электронной форме

 

Лидером в рамках размещения заказа посредством проведения аукционов в электронной форме в разрезе разделов ОКПД как по количеству размещенных процедур, так и по суммарной начальной максимальной цене контракта является раздел C «Продукция обрабатывающих производств» на всех уровнях организации заказчиков»: 66,59% и 44,39% в количественном и финансовом выражении соответственно.

В разрезе классов ОКПД, в рамках проведения открытых аукционов в электронной форме по общей сумме начальных максимальных цен лидируют два класса:

  • Класс 31 «Мебель» с долей 27,67%;

  • Класс 78 «Услуги по трудоустройству и подбору персонала» с долей 6,84%;

 

По количеству открытых аукционов в электронной форме безоговорочным лидером является класс 24 «Металлы основные» с долей – 10,20% от общего количества размещенных процедур.

Открытые аукционы

Относительно лидеров в рамках размещения заказа посредством проведения открытых аукционов в разрезе разделов ОКПД можно выделить следующие разделы:

  • По количеству размещенных процедур лидирует раздел C «Продукция обрабатывающих производств» с долей в 53,04% от общего числа размещенных процедур;

  • По суммарной начальной максимальной цене контракта лидируют разделы C «Продукция обрабатывающих производств» и K «Услуги финансовые и страховые»: 39,35% и 39,22% соответственно.

 

В разрезе классов ОКПД по количеству открытых аукционов безоговорочным лидером является класс 99 «Услуги, предоставляемые экстерриториальными организациями и органами» с долей – 8,44% от общего количества размещенных процедур.

Открытые конкурсы

 

Относительно лидеров в рамках размещения заказа посредством проведения открытых конкурсов в разрезе разделов ОКПД можно выделить следующие разделы:

  • По количеству размещенных процедур лидируют разделы C «Продукция обрабатывающих производств» и  F «Сооружения и строительные работы»: 27,88% и 25,60% соответственно;

  • По суммарной начальной максимальной цене контракта лидирует раздел F «Сооружения и строительные работы», с результатом 69,62% % от общего объема размещенного заказа.

 

В рамках проведения открытых конкурсов по общему объему размещенных средств цен в разрезе классов ОКПД лидируют два класса:

  • Класс 69 «Услуги юридические и бухгалтерские» с долей 47,82%;

  • Класс 52 «Услуги по складированию и вспомогательные транспортные услуги» с долей 14,88%;

 

По количеству открытых конкурсов безоговорочным лидером является класс 86 «Услуги в области здравоохранения» с долей – 13,04% от общего количества размещенных процедур.

Процедуры в рамках внутреннего регламента заказчиков

Лидером процедур в рамках внутреннего регламента заказчика в разрезе разделов ОКПД как по количеству размещенных процедур, так и по суммарной начальной максимальной цене контракта является раздел C «Продукция обрабатывающих производств» на всех уровнях организации заказчиков»: 55,47% и 29,91% в количественном и финансовом выражении соответственно.

В разрезе классов ОКПД, по общему объему начальных максимальных цен контракта лидируют три раздела:

  • Класс 62 «Продукты программные и услуги по разработке программного обеспечения; консультационные и аналогичные услуги в области информационных технологий» с долей 9,58%;

  • Класс 92 «Услуги библиотек, архивов, музеев и прочие услуги в области культуры» с долей 7,69%;

  • Класс 56 «Услуги общественного питания» с долей 7,47%.

 

По количеству  процедур в рамках внутреннего регламента заказчика безоговорочным лидером является класс 92  «Услуги по организации и проведению азартных игр и заключению пари, лотерей» с долей – 7,55% от общего количества размещенных процедур.

В рамках 223-ФЗ по форме закупочные процедуры классифицируются на закупки, проведенные в электронной форме, и закупки, проведенные не в электронной форме. Доля закупок в электронной форме составила 70,59% от общего числа проведенных процедур за период исследования и 75,78% от общей суммы начальных максимальных цен контрактов. Доля закупок не в электронной форме составила 29,41% от общего числа проведенных процедур за период исследования и 24,22% от общего объема закупок. Большая часть закупок в рамках 223-фз была проведена посредством процедур в рамках внутреннего регламента, поэтому электронная форма закупок представлена не только электронными аукционами, а различными видами закупок в электронной форме.  Востребованность электронной формы закупок связана в первую очередь с доступностью и удобством их использования. 

Самые высокие показатели по уровню конкуренции  имеют открытые аукционы в электронной форме и открытые конкурсы: как по среднему числу поданных заявок 2,55 и 2,42 соответственно; так и по среднему числу допущенных заявок: 2,21 и 1,99 соответственно. Показатели остальных способов закупок по среднему числу поданных заявок порядка 2 единиц: процедуры внутреннего регламента – 2,14; открытые аукционы – 2, запросы котировок – 1,97. По среднему числу допущенных заявок наименьший показатель имеют открытые аукционы – 1,68.

По итогам анализа активности поставщиков и заказчиков в рамках 223-ФЗ были получены следующие результаты: средняя доля процедур без заявок на уровне 11,85% от общего числа проведенных закупок, средняя доля процедур со всеми отклонёнными заявками – 3,9%, средняя доля процедур с одной поданной заявкой – 38,45%, средняя доля процедур с единственной соответствующей заявкой – 13,46%, средняя доля конкурентных процедур с четырьмя и более поданными заявками –11,8%. При этом по доле процедур без заявок наибольшее значение показателя имеют процедуры внутреннего регламента – 20,93%; по доле процедур со всеми отклонёнными заявками – открытые аукционы со значением 4,5%; по доле процедур с одной поданной заявкой и доле процедур с единственной соответствующей заявкой – открытые конкурсы со значениями 45,29% и 22,13% соответственно. Наибольший показатель по доле процедур с четырьмя и более поданными заявками соответствует открытым аукционам в электронной форме со значением 22%, наименьший – открытым аукционам (0,02%).

 

Процедуры без поданных заявок, с отклоненными заявками, с одной поданной заявкой и с единственной соответствующей заявкой признаются несостоявшимися и составляют 67,67% в общей массе проведенных закупок по сегменту 223-ФЗ

За период НРПЗ 2017 больше всего закупок без заявок были проведены посредством процедур внутреннего регламента (20,93%). Наибольшие доли процедур по одной, двум, трем поданным заявкам приходятся на открытые конкурсы со значениями 45,29%, 29,08%, 14,34% соответственно. Наибольшее количество закупок с 4, с 5 и более поданными заявками соответствует открытым аукционам в электронной форме.

Наибольшая доля закупок без допущенных заявок соответствует процедурам внутреннего регламента (23,69%). Наибольшие доли процедур по одной, двум допущенным заявкам приходятся на открытые конкурсы со значениями 47,61%, 24,02 соответственно. Наибольшее количество закупок с 3, 4, 5 и более поданными заявками приходится на открытые аукционы в электронной форме.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота, в ходе проведения процедур в рамках внутреннего регламента, являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 30,46% и 25,28% опубликованных процедур соответственно. При этом на общий диапазон менее 5% приходится 65,08% от общего объема начальных максимальных цен лота в опубликованных процедурах.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота, в ходе проведения открытых конкурсов, являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 37,63% и 20,17% опубликованных процедур соответственно. При этом на общий диапазон менее 5% приходится 81,78% от общего объема начальных максимальных цен лота в опубликованных процедурах.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота, в ходе проведения открытых аукционов в электронной форме, являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 47,54% и 22,09% опубликованных процедур соответственно. При этом на общий диапазон более 10% приходится 51,51% от общего объема начальных максимальных цен лота в опубликованных процедурах.

Лидерами диапазонов распределения уменьшения начальной максимальной цены лота, в ходе проведения запросов котировок, являются диапазоны менее 1% и более 20%, на их долю приходятся 33,08% и 24,99% опубликованных процедур соответственно. При этом на общий диапазон менее 5% приходится 56,70% от общего объема начальных максимальных цен лота в опубликованных процедурах.

Зависимость снижения начальной максимальной цены лота от количества допущенных заявок в процедурах, проведенных в рамках внутреннего регламента заказчиков, показала, что при трех, четырех и пяти и более допущенных заявках, количество процедур с дисконтом менее 1% составляет 14%, 9% и 8% соответственно. При этом на диапазон дисконта более 20% приходится 62% процедур с пятью и более допущенными заявками, а при двух допущенных заявках на этот диапазон приходится 24% от общего количества процедур.

Зависимость снижения начальной максимальной цены лота от количества допущенных заявок в процедурах, проведенных в рамках открытого конкурса, показала, что при трех, четырех и пяти и более допущенных заявках, количество процедур с дисконтом менее 1% составляет 20%, 12% и 8% соответственно. При этом на диапазон дисконта более 20% приходится 70% процедур с пятью и более допущенными заявками, а при двух допущенных заявках на этот диапазон приходится 19% от общего количества процедур.

Зависимость снижения начальной максимальной цены лота от количества допущенных заявок в процедурах, проведенных в рамках открытого аукциона в электронной форме, показала, что при трех, четырех и пяти и более допущенных заявках, количество процедур с дисконтом менее 1% составляет 19%, 14% и 9% соответственно. При этом на диапазон дисконта более 20% приходится 66% процедур с пятью и более допущенными заявками, а при двух допущенных заявках на этот диапазон приходится 18% от общего количества процедур.

Зависимость снижения начальной максимальной цены лота от количества допущенных заявок в процедурах, проведенных в рамках запросов котировок, показала, что при трех, четырех и пяти и более допущенных заявках, количество процедур с дисконтом менее 1% составляет 8%, 6% и 6% соответственно. При этом на диапазон дисконта более 20% приходится 75% процедур с пятью и более допущенными заявками, а при двух допущенных заявках на этот диапазон приходится 27% от общего количества процедур.

Среди коммерческих организаций в Рейтинге представлены наиболее крупные и значимые заказчики на российском рынке. Всего в НРПЗ 2017 участвует 113 коммерческих компаний различных сфер деятельности. Коммерческие организации самостоятельно разрабатывают регламенты, регулирующие закупочную деятельность. Собственные регламенты должны быть разработаны и находиться в рамках законодательства Российской Федерации.

Свяжитесь с нами для консультации

Мы всегда рады помочь, ответить на все интересующие Вас вопросы, дать рекомендации по улучшению закупочной деятельности.

РЕЙТИНГИ

2006       2012       2016

2007       2013       2017

2009       2014       2018

2010       2015       2019

КОНТАКТЫ

Оргкомитет:

org@nrpz.ru +7 (499) 288 13 28

Координатор:

Валяева Оксана 
o.valyaeva@nrpz.ru +7 (903) 688 60 73

НРПЗ

© 2006-2019

Организационный комитет проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок"