Вхождение в состав Комитета по развитию системы закупок ТПП РФ

Вхождение в состав Комитета по развитию системы закупок ТПП РФ

10.02.2017

Председатель организационного комитета проекта Симоненко Виктор Викторович стал Членом комитета по развитию системы закупок Торгово-промышленной палаты РФ.
Основными направлениями деятельности Комитета являются совершенствование нормативно-правовой базы регулирования закупочной деятельности,  защита интересов бизнеса в федеральных органах законодательной и исполнительной власти, содействие  развитию системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок госкомпаниями,  естественными монополиями и иными юридическими лицами, а также другие вопросы, связанные со сферой закупок. 

 

В целях обеспечения актуализации задач и программы деятельности Комитета в 2017 году Виктор Симоненко направил наиболее актуальные системные проблемы участия бизнеса в процедурах закупок, основанные на результатах десятилетнего непрерывного мониторинга российского рынка государственных и корпоративных закупок в рамках проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок»:
1. Низкий уровень конкуренции при проведении закупочных процедур;
2. Влияние возможных коррупционных факторов на итоги проведения закупочных процедур;
3. Малая заинтересованность заказчиков и поставщиков в увеличении количества участников закупочных процедур;
4. Проблемы функционала Единой Информационной Системы (ЕИС) в сфере закупок;
5. Необходимость совершенствования 223-ФЗ, обусловленная большим числом неконкурентных закупок.

На протяжении длительного времени данные проблемы остаются актуальными, что подтверждают регулярные исследования  Национального рейтинга прозрачности закупок:
1. Низкий уровень конкуренции при проведении закупочных процедур
По результатам исследования НРПЗ 2016, среднее число участников объявленных процедур в целом по госсектору заказчиков составило 2,71 единицы: по федеральному сегменту – 2,61, региональному – 2,71, муниципальному – 2,99. Следует отметить, что округленное значение уровня конкуренции на состоявшихся процедурах составляет 3 единицы: в среднем на каждую закупку приходится 3 поданные заявки поставщика. Этот показатель сохраняется с 2009 года и остается неизменным, т.е. преобразования в законодательстве в сфере государственных и муниципальных закупок не оказали влияние на уровень конкуренции. При этом следует отметить что существуют Заказчики у кого этот показатель существенно выше.
2. Влияние возможных коррупционных факторов на итоги проведения закупочных процедур.
Большое количество факторов косвенно указывающих наличие коррупционных механизмов и схем препятствуют росту уровня прозрачности рынка государственных и муниципальных закупок. Уровень прозрачности рынка госсектора остается на среднем уровне прозрачности. По итогам НРПЗ 2016, несостоявшиеся закупки составили 38,76% в общей массе проведенных закупок, при этом наибольшую долю имеют процедуры с одной поданной заявкой - 30,42%, что показывает влияние возможных коррупционных факторов на закупочную деятельность.
3. Малая заинтересованность заказчиков и поставщиков в увеличении количества участников закупочных процедур.
В первую очередь данная проблема характеризуется неизменным низким уровнем конкуренции на закупочных процедурах. Также заказчики с большой долей процедур годового цикла сформировали собственный пул поставщиков, что ограничивает возможности новых участников. Безусловно, эта проблема является следствием двух предыдущих проблем.
4. Проблемы функционала Единой Информационной Системы (ЕИС) в сфере закупок.
Основной проблемой в работе ЕИС как для поставщиков, так и для заказчиков являются периодические сбои системы. Ярким примером этому служит начало 2017г. в котором неудовлетворительная работа функционала ЕИС практически парализовала закупочную деятельность в стране.
5. Необходимость совершенствования 223-ФЗ, обусловленная большим числом неконкурентных закупок и коррупционных махинаций.
В соответствии с 223-ФЗ конкурентными закупками являются конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений; другие формы закупочных процедур весьма разнообразны, так как они не регламентированы законом, а выбираются самими заказчиками по их желанию и потребностям и фиксируются в положениях о закупках.
При этом только такие виды закупок, как аукцион и конкурс, являются торгами, и договоры по ним заключаются в соответствии с законодательством. По результатам НРПЗ 2016, было выявлено, что более 58% всех проведенных закупок являются иными закупками, порядка 38% приходится на закупку у единственного поставщика, на долю электронных аукционов пришлось 2,3%, конкурсов - 1,47%. Также следует отметить, что более половины всего объёма закупок в рамках 223-ФЗ, что составляет в абсолютном выражении порядка 14,23 трлн. руб., приходится на иные способы закупки, порядка 40% от общей суммы начальных максимальных цен контрактов составляют закупки у единственного поставщика. На электронный аукцион и открытый конкурс, приходится менее 4% от общего объема начальных максимальных цен. Подобная статистика свидетельствует о непрозрачности проведения большого количества закупочных процедур

Все вышеуказанные проблемы тесно взаимосвязаны между собой: административные барьеры и желание формирования «устойчивых» рынков поставщиков прямо пропорционально препятствуют росту уровня конкуренции, следовательно, государство теряет существенные денежные средства упущенные в ходе заключения договоров в неконкурентной среде.

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Свежие новости
Please reload

РЕЙТИНГИ

2006       2012       2016

2007       2013       2017

2009       2014       2018

2010       2015       2019

КОНТАКТЫ

Оргкомитет:

org@nrpz.ru +7 (499) 288 13 28

Координатор:

Валяева Оксана 
o.valyaeva@nrpz.ru +7 (903) 688 60 73

НРПЗ

© 2006-2019

Организационный комитет проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок"