Новое в госзакупках.

Новое в госзакупках.

22.10.2019

 

1. Минфин намерен автоматизировать весь процесс проведения госзакупок.

Москва. 17 октября. ИНТЕРФАКС

 

Минфин РФ предлагает автоматизировать весь процесс проведения госзакупок и включил соответствующие нормы в осенний оптимизационный пакет поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ).

 

"Сейчас у нас некоторые процедуры уже автоматизированы, но по факту значительная часть процесса закупок остается бумажной, - сказала в интервью "Интерфаксу" руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова. - Те же контракты формируются в виде текстового файла, обмен, например, претензионными документами, документами об исполнении контракта, обжаловании действий заказчика также происходит в бумажной форме".

 

Поправки Минфина предусматривают также автоматизацию других связанных с проведением закупки процессов. В том числе, введение электронного актирования - подписание акта о приемке только в электронной форме.

 

"Все процессы, которые есть в рамках 44-ФЗ, надо полностью автоматизировать", - добавила Демидова.

 

Стоит отметить, что некоторые работы по автоматизации процессов при госзакупках уже ведутся. Так, еще в начале года Федеральное Казначейство начало прорабатывать вопрос электронного актирования в госзакупках и в июле запустило пилотный проект по использованию участниками закупок электронного акта приемки. В 2020 году ведомство планирует ввести полноценный электронный документооборот в рамках исполнения контрактов и претензионной работы по ним.

 

Источник: ИНТЕРФАКС

 

2. Минфин в перспективе планирует "закрыть" Каталог товаров, работ, услуг при проведении госзакупок.

Москва. 17 октября. ИНТЕРФАКС

 

Минфин РФ в перспективе планирует "закрыть" позиции Каталога товаров, работ, услуг при проведении госзакупок.

 

"На перспективу, по мере наполнения Каталога, планируем осуществить "закрытие" его позиций, - рассказала руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова в интервью "Интерфаксу". - То есть, заказчики не смогут по своему усмотрению прописывать дополнительные характеристики и на этом основании, по факту, игнорировать Каталог".

 

Необходимость такого шага Демидова объяснила тем, что многие заказчики пользуются условием, прописанным в правилах использования Каталога (утверждены постановлением правительства РФ). Речь идет о том, что заказчики вправе дополнить имеющееся в каталоге описание дополнительными характеристиками - "при необходимости".

 

"Это "при необходимости" можно разделить на две части, - заявила Демидова. - Одна, когда необходимость действительно есть и прописываются дополнительные существенные характеристики. Другая - необходимости нет, но заказчик все равно прописывает дополнения, которые в ряде случаев приводят к необоснованным ограничениям участников".

 

Ранее о необходимости сделать использование Каталога более обязательным заявляла заместитель руководителя Федерального Казначейства Анна Катамадзе. По ее словам, все необходимое юридическое обеспечение для работы Каталога имеется, а Минфин ведет масштабную работу по его наполнению. Тем не менее, по утверждению Катамадзе, госзаказчики Каталог фактически не используют. Исключение - закупки лекарств, где заказчиков обязали использовать информацию из Каталога.

 

"В госзакупках можно выделить два сегмента - конкурентный (простые товары, большое число участников, высокая конкуренция и т.п.) и неконкурентный (оборудование, строительство, ИТ-проекты), - поясняла "Интерфаксу" Катамадзе в сентябре. - Для конкурентного сегмента Каталог, по мере его пополнения, может выступать в качестве инструмента для определения средневзвешенной цены для конкретного товара, необходимого заказчику".

 

Более того, Катамадзе отмечала, что по мере развития этой системы и ее наполнения актуальной информацией можно будет перейти к закупкам из Каталога.

 

В настоящее время Каталог включает в себя десятки тысяч позиций, описывающих товары, работы, услуги в различных сферах. Наиболее полно описаны медицинские изделия (44 тыс. позиций), лекарства (6 тыс.), радиоэлектронная продукция (2,8 тыс.), химические продукты (1 тыс.).

 

Источник: ИНТЕРФАКС.

 

3. Три из восьми ЭТП для госзакупок предложили регуляторам не монополизировать сегмент закупок малого объема.

Москва. 17 октября. ИНТЕРФАКС

 

Три из восьми электронных торговых площадок (ЭТП) для госзакупок ("РТС-тендер", "Сбербанк-АСТ", "ТЭК-Торг") направили регуляторам официальное письмо (имеется в распоряжении редакции) с предложением не монополизировать сегмент закупок малого объема и предоставить всем площадкам равные права для работы в этом сегменте.

 

"Развитие рынка малых закупок, особенно в период всеобщей цифровизации, возможно только на конкурентных началах, - говорится в документе. - При этом излишнее административное регулирование без учета накопленного опыта и использования уже эффективно работающих технологий может остановить тот позитивный тренд в развитии контрактной системы, который все участники рынка отмечают в последнее время".

 

В своем обращении площадки предлагают определить ЭТП для госзакупок операторами электронных магазинов, в которых госзаказчики могут осуществлять закупки малого объема. При этом сами магазины предлагается интегрировать с Единой информационной системой (ЕИС) в сфере закупок. Также предложение ЭТП предусматривает предоставление заказчикам права осуществления закупок малого объема с использованием электронных магазинов в форме короткой сессии по сбору ценовых предложений.

 

Основанием для подготовки этого документа послужила работа Единого агрегатора торговли (ЕАТ) "Березка" (создан "дочкой" госкорпорации "Ростех" - ""РТ - проектные технологии"), использование которого с весны текущего года стало обязательным для федеральных госзаказчиков при проведении закупок малого объема.

 

"По нашему мнению, нормативное закрепление обязательного использования ЕАТ "Березка" и, тем самым, монополизация рынка малых закупок приведет к деградации этого рынка и снижению эффективности закупок малого объема" - говорится в письме.

 

В своем обращении площадки отмечают, что "Березка" является стандартным электронным магазином, не имеющим каких либо радикальных отличий от электронных магазинов самих ЭТП. При этом подчеркивается, что объем закупок в "Березке" в 40 раз меньше объема закупок в электронных магазинах площадок. Правда, такое сравнение проводится только на основании данных за один месяц - июль текущего года.

 

По оценке ЭТП, общий объем закупок малого объема в 2018 году составил около 800 млрд рублей (ранее другие эксперты оценивали этот сегмент в 1,1 трлн рублей). При этом отчается, что 85% таких закупок осуществляется в форме котировочной сессии и запроса цен.

 

Как сообщалось, ранее участники рынка госзакупок уже выступали с критикой "Березки". Прежде всего, финансовой модели работы агрегатора, которая предусматривает взимание платы с победителя закупки (магазины ЭТП плату с участников закупок малого объема не взимают).

 

Также площадки отмечали необходимость нормативного регулирования закупок малого объема и увеличение ценового порога для таких закупок.

 

Так, например, гендиректор ЭТП "Единая электронная торговая площадка" (ЕЭТП) Антон Емельянов предлагал законодательно утвердить применение сервиса электронных магазинов заказчиками и увеличить лимит таких закупок, проводимых с помощью подобного сервиса, до 5 млн рублей.

 

"По мнению поставщиков и заказчиков, опробовавших сервис электронного магазина, его действие можно было бы распространить на контракты объемом до 5 млн рублей", - говорил Емельянов.

 

В этом году ценовой порог для закупок малого объема был повышен. Но только до 300 тыс. рублей со 100 тыс. рублей. При этом эксперты отмечали, что такое повышение порога для закупок малого объема не приведет к увеличению общего объема этого сегмента.

 

"При повышении порога для закупок малого объема уменьшится количество закупок без существенного изменения их суммы, при этом вырастет средняя сумма одного контракта, - говорил "Интерфаксу" гендиректор "РТС-тендер" Владимир Лишенков. - Объем рынка не изменится, так как у госзаказчиков есть лимит на закупки малого объема, произойдет просто консолидация закупок".

 

В свою очередь регуляторы также отмечали необходимость введения регулирования для закупок малого объема. Однако, по данным "Интерфакса", единой позиции по этому вопросу пока не выработали. Тем не менее, предложения по регулированию сегмента закупок малого объема включены в число поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), которые предполагается рассмотреть в рамках осенней сессии Госдумы РФ.

 

Источник: ИНТЕРФАКС.

 

4.В РФ и Белоруссии в 2020г могут быть введены единые правила доступа к госзакупкам.

Москва. 17 октября. ИНТЕРФАКС

 

В России и в Белоруссии в 2020 году могут быть введены единые правила доступа к госзакупкам, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с планами национальных регуляторов.

 

По словам источника, Минфин подготовил и направил на рассмотрение белорусской стороны проект дорожной карты по введению единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам в Республике Беларусь и в России. Проект дорожной карты подготовлен по результатам совещания (в нем приняли участие представители российских и белорусских органов власти), на котором рассматривался аналогичный документ, подготовленный министерством антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии.

 

При этом источник подчеркнул, что по данным Минфина, полученным в результате опроса заинтересованных министерств и ведомств, российские компании в настоящее время не имеют проблем с доступом к госзакупкам в Белоруссии.

 

По утверждению источника, участники совещания согласились, что основная часть вопросов, предложенных МАРТ к включению в дорожную карту, носит общеправовой формат и выходит за рамки нормативно-правового регулирования в сфере закупок.

 

По итогам совещания белорусской стороне был направлен проект дорожной карты, включающий в себя четыре мероприятия, которые должны быть выполнены к 1 июля 2020 года. Одно из них предусматривает исключение из законодательства обеих стран положений, ограничивающих для банков Белоруссии возможность предоставления банковских гарантий участникам госзакупок в РФ.

 

Предполагается, что эту задачу позволит решить межправительственное соглашение о взаимном признании банковских гарантий (документ готовится на уровне Евразийской экономической комиссии, будет действовать для всех стран ЕАЭС - ИФ), выдаваемых для обеспечения обязательств участников госзакупок. При этом источник отметил, что по оценке Минфина РФ, потребуется не только взаимное признание банковских гарантий, но и создание механизма, обеспечивающего урегулирование разногласий между заказчиками и банками, связанных с выполнением обязательств по гарантиям.

 

В настоящее время банковские гарантии в рамках госзаказа могут выдавать банки, имеющие собственный капитал в размере 300 млн рублей и кредитный рейтинг "BB-(RU)" (по национальной рейтинговой шкале "Аналитического кредитного рейтингового агентства") или "ruВВ-" (по шкале рейтингового агентства "Эксперт РА").

 

Другое мероприятие дорожной карты направлено на урегулирование на российских электронных торговых площадках (ЭТП) вопроса идентификации участников закупок из Белоруссии в связи с применением ими, в том числе при взаимодействии с российскими банками (в рамках открытиям им спецсчетов), учетного номера налогоплательщика (УНП) Республики Беларусь и идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), присвоенного при постановке на налоговой учет в России.

 

Также проект дорожной карты предусматривает проведение сравнительного анализа российского и белорусского законов о госзакупках (44-ФЗ и закон 419-3) для выявления положений, требующих изменений с целью унификации правового регулирования закупок. Кроме того, регуляторы и заинтересованные госорганы обеих стран должны выявить и устранить (при наличии) технических проблем с доступом участников к госзакупкам.

 

Источник: ИНТЕРФАКС.

 

5. После осенних поправок в 44-ФЗ участники контрактной системы наконец смогут "остановиться" – Демидова.

Москва. 17 октября. ИНТЕРФАКС

 

Сфера закупок постоянно и интенсивно изменяется с момента своего формирования. Системообразующие законы отрасли "О контрактной системе" (44-ФЗ) и "О закупках товаров, работ, услуг" (223-ФЗ) уже много раз подвергались правкам, причем, по мнению участников рынка, не всегда последовательным. Заказчики и поставщики сталкиваются с необходимостью адаптироваться к новым правилам, которые нередко вызывают еще больше вопросов, чем уже привычные старые. Сейчас завершается очередной виток трансформации сферы закупок, предусматривающей ее масштабную электронизацию.

 

О том, к чему привела электронизация закупок, и получит ли сфера закупок четкий вектор развития в дальнейшем, в интервью "Интерфаксу" рассказала руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина России Татьяна Демидова.

 

- С 1 января текущего года все госзакупки были переведены в электронную форму, как и часть закупок госкомпаний - закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Электронизация госзакупок свершилась. Можно ли уже подвести первые итоги этого шага?

 

- Итоги электронизации госзакупок пока подводить рано. С одной стороны, уже есть первые результаты применения положений 44-ФЗ в части осуществления всех госзакупок в электронной форме, которые вступили в силу с 1 января. Важно отметить, что начало применения электронных способов закупок совпал с периодом, когда в стране началась активная реализация национальных проектов. Соответственно, денежные средства, выделенные на нацпроекты, заказчики также начали тратить с 1 января в соответствии с 44-ФЗ. В результате мы имеем значительное увеличение средней стоимости цены контракта при уменьшении среднего числа самих закупок. Это говорит о том, что началась реализация крупных проектов. При этом увеличение цены закупки влечет наступление и иных, связанных с ней, последствий, например, таких как фактическое увеличение размера обеспечения, следовательно, возможное уменьшение числа потенциальных поставщиков.

 

В целом, первые итоги электронизации госзакупок можно будет подводить по результатам всего 2019 года, поскольку первое полугодие не является показательным.

 

- Произошла электронизация не только госзакупок, но и закупок госкомпаний у субъектов МСП. Теперь они должны проводить такие закупки в соответствии с нормами, близкими к положениям 44-ФЗ. Есть ли здесь заметные результаты?

 

- Если говорить о так называемых спецзакупках или закупках госкомпаний у субъектов МСП, то надо понимать, что мы говорим не обо всех субъектах 223-ФЗ, а только о крупнейших компаниях (в настоящее время в перечень крупнейших госкомпаний входит более 700 хозяйствующих субъектов - ИФ). Те показатели, которые ставились по этому направлению (уровень конкуренции, доля закупок у МСП в общем объеме закупок госкомпаний - ИФ), в том числе и "Корпорацией МСП", у нас выполняются. Нельзя сказать, что мы достигли вершины, но тенденция, которая есть, - положительная.

 

- С запуском нацпроектов особенно четко выявился ряд узких мест в закупочном законодательстве, потребовавших оперативного вмешательства - упрощения закупочных процедур и сокращения времени их проведения. Причем речь шла именно о быстром решении этих проблем, чтобы госзаказчики успели своевременно провести закупки в рамках нацпроектов. Удалось ли успеть?

 

- С упрощением госзакупок мы успели как раз вовремя - активная контрактация у нас происходила в мае-июне. При этом те поправки, которые были приняты, касаются не только стадии проведения закупки и заключения контракта, но и его исполнения. А именно, 95-ой статьи - об особенностях исполнения госконтракта. В числе новых положений статьи появилась норма о возможности изменения существенных условий контракта в определенных случаях.

 

У нас было поручение правительства - с участием регионов провести работу по анализу готовности субъектов РФ перейти к исполнению принятых норм закона. В результате все регионы заявили о своей готовности работать в соответствии с новым положением 95-ой статьи. Все ждали правительственного акта об определении начальной (максимальной) цены контракта в сфере строительства, с которой допускается изменение существенных условий. Этот порог определен в 100 млн рублей. Это, а также произошедшее существенное сокращение сроков проведения электронных аукционов, в том числе в сфере строительства, оценивается заказчиками положительно. В целом, успели с этими изменениями вовремя.

 

Еще одно значимое изменение, уже повлиявшее на сроки проведения закупок, - новые положения по планированию закупок. Одно из них уже действует и предусматривает сокращение срока между датой внесенных изменений в план-график закупок и собственно извещением о закупке до одного дня вместо ранее установленных десяти. Другие положения упрощают саму систему планирования в госзакупках - объединяют в единый документ план-график с планом закупок. Эти положения будут применяться только в отношении закупок на следующий год.

 

- Сейчас готовится второй крупный пакет поправок к 44-ФЗ - так называемый "осенний", который должен подвести черту под оптимизацией закона "О контрактной системе". Какие из поправок, по оценке Минфина, наиболее актуальны и значимы?

 

- Для нас сейчас важно сокращение способов закупок. Как минимум, необходимо исключить запрос предложений, а также сократить число видов конкурсов. Предлагаем сохранить только открытый и закрытый конкурсы - без всяких двухэтапных конкурсов и конкурсов с ограниченным участием. По данным нашего мониторинга применения 44-ФЗ, количество таких процедур минимально и нередко заказчики путаются и ошибаются с выбором того или иного способа проведения закупок.

 

В то же время, при сокращении числа видов процедур необходимо обеспечить защиту заказчиков от срывов закупок и обеспечить участие в них ответственных поставщиков. Особенно если мы говорим о дорогих контрактах. Поэтому еще одно наше предложение - введение универсальной предквалификации. То есть, если стоимость контракта достигает определенной суммы, которая будет определена правительством, то к участию в такой закупочной процедуре будет допускаться только тот поставщик, который уже обладает опытом исполнения любого госконтракта.

 

Мы предлагаем установить ценовую планку для таких закупок на уровне 20 млн рублей, так как 44-ФЗ данная сумма определена для спецзакупки у субъектов МСП. Наверное, нецелесообразно опускать планку ниже, поскольку малый бизнес, зачастую представленный новыми компаниями, без опыта работы по госзаказу, должен иметь возможность для входа в сегмент госзакупок. Тем более, что в прошлом году средняя цена госконтракта составила около 2 млн рублей. То есть 20 млн рублей - уже существенная планка.

 

- Что имеется в виду под универсальной предквалификацией?

 

- Сейчас в рамках 99-го постановления правительства есть специальная предквалификация, то есть когда необходимо иметь опыт, непосредственно соответствующий предмету контракта - например, в области строительства. Мы же предлагаем установить только одно квалификационное требование - наличие опыта по исполнению любого госконтракта. Если такой опыт у компании есть, то это означает, что участник знаком с контрактной системой, имеет представление, как она работает, какие обязательства необходимо выполнить, какая накладывается ответственность и какие штрафные санкции могут наступать в случае их неисполнения.

 

Введение универсальной предквалификации может послужить, кстати, основанием для корректировки самого 99-го постановления. В него уже внесено много изменений. Правда, большей частью уточняющих, систематизирующих. Сейчас же есть предложения и от отраслевых ФОИВов, и от субъектов РФ по специальным предквалификационным требованиям к поставщикам по ряду предметов закупок. То есть, имеется повод еще раз провести ревизию постановления и привести его в соответствие с реальными потребностями заказчиков и поставщиков.

 

- Какие еще направления совершенствования 44-ФЗ Минфин считает актуальными?

 

- Первый, или весенний законопроект, с комплексными поправками к 44-ФЗ, принимался очень быстро. В него включили все те предложения, которые были необходимы для срочного облегчения осуществления закупок, в связи с чем данные поправки не вызывали существенных споров и их получилось быстро согласовать. Вопросы, связанные с электронизацией, с электронными магазинами и многие другие, были нам известны еще весной, но учитывая, что их решение требует более детальной проработки и согласования, а также стоящую задачу - оперативно снять самые острые проблемы, они не вошли в весенний пакет поправок и оставлены на осень.

 

Объем поправок в осеннем законопроекте будет намного больше, чем в весеннем. Поэтому вряд ли принятие этого законопроекта пройдет также быстро, как весеннего.

 

Но осенний пакет поправок - не единственный законопроект в сфере госзакупок, запланированный к рассмотрению в ходе осенней сессии Госдумы. Есть, в частности, законопроект о совершенствовании закрытых способов закупок. В этом законопроекте есть, например, норма об исключении документации о закупке при проведении открытых закупок - сохранится только извещение.

 

Еще одна актуальная тема на осень - автоматизация всего хода проведения процедур. Сейчас у нас некоторые процедуры уже автоматизированы, но по факту значительная часть процесса закупок остается бумажной. Те же контракты формируются в виде текстового файла, обмен, например, претензионными документами, документами об исполнении контракта, обжаловании действий заказчика также происходит в бумажной форме. Продолжение этой темы - электронное актирование - подписание акта о приемке в электронной форме. Поэтому все процессы, которые есть в рамках 44-ФЗ, надо полностью автоматизировать.

 

Также считаем необходимым вернуться к 93-й статье 44-ФЗ, регламентирующей закупки у единственного поставщика. Ее нужно дополнительно проанализировать, поскольку есть ряд вещей, которые необходимо привести в соответствие с существующей экономической ситуацией.

 

В частности, сейчас нет возможности закупки у единственного поставщика, когда госзаказчик покупает имущество банкрота. Здесь встречаются два законодательства - о закупках и о банкротстве. В результате имеем ситуации, когда имущество банкрота, например, социально значимый объект, необходимо госзаказчику (орган власти), но который этот объект купить не может без проведения процедуры закупки. А продавец на такую процедуру также не может прийти на закупку, потому что должен реализовать это имущество на торгах.

 

Хочу отметить еще одну задачу, требующую решения. Это нормирование. Сейчас действует громоздкая трехзвенная система, когда на федеральном уровне есть правительственный акт, устанавливающий требования к нормированию для госорганов. Субъекты в соответствии с порядком, установленным правительством, устанавливают свои правила нормирования. А есть еще акты заказчиков, которые сами уже непосредственно утверждают ведомственные акты по нормированию.

 

Для решения вопроса нормирования мы предлагаем также использовать Каталог товаров, работ, услуг.

 

- Если говорить о Каталоге, то каков уровень его наполнения и как активно он используется заказчиками?

 

- Каталог активно используется - есть постановление правительства №145, устанавливающее порядок использования Каталога. В нем указано, в частности, что позиции Каталога являются обязательными для использования заказчиками. Применение Каталога развивается достаточно широко. Например, большинство от количества закупок нефтепродуктов и медицинских изделий осуществляется с использованием Каталога. Но имеется нюанс. В ряде случаев заказчики пользуются условием, указанным в 145-м постановлении. Речь идет о праве заказчика дополнить имеющееся в каталоге описание дополнительными характеристиками - "при необходимости". Это "при необходимости" можно разделить на две части. Одна, когда необходимость действительно есть и прописываются дополнительные существенные характеристики. Другая - необходимости нет, но заказчик все равно прописывает дополнения, которые в ряде случаев приводят к необоснованным ограничениям участников. На перспективу, по мере наполнения каталога, планируем осуществить "закрытие" позиций каталога. То есть заказчики не смогут по своему усмотрению прописывать дополнительные характеристики и на этом основании, по факту, игнорировать Каталог.

 

- Вы упомянули электронные магазины. Сегодня это направление активно развивают и площадки, и регионы и госкомпании. Каким Минфин видит развитие этой области закупок?

 

- Вопрос автоматизации закупок малого объема мы считаем актуальным и требующим решения. Эта тема давно обсуждается и мы подошли к черте, когда уже можно принимать решения. Но дискуссия по этой теме будет непростой.

Мы с другими регуляторами сходимся во мнении, что это нужно делать. Но у каждого есть свое видение, как надо делать и по выстраиванию алгоритма проведения таких закупок, и по действиям участников, и по размещению информации о таких закупках. В этой области есть очень много моментов, которые требуют детального анализа.

Здесь есть несколько важных, принципиальных вопросов. Один из них - какой механизм должен использоваться при проведении таких закупок, должна ли быть обязательная переторжка?

 

Другой вопрос связан с нахождением консенсуса по электронным магазинам - что они такое. Это операторы электронных площадок для госзакупок или это какие-то другие операторы и другие площадки, есть ли необходимость ограничения их числа, как было сделано в рамках 44-ФЗ, или необходимо сделать доступ к этому сегменту максимально широким.

 

Еще один вопрос, требующий решения - функционирование самого электронного магазина. Мы для себя видим обязательное взаимодействие электронного магазина с Каталогом товаров, работ, услуг. Чтобы понимать, что происходит в части закупок, все должны говорить на одном языке. И таким языком должен быть каталог, в котором в описании той или иной позиции определена, по сути, потребность заказчика - то, что ему нужно. Привязка закупок к позициям каталога позволит понять, сколько это стоит в разных магазинах, и что заказывает заказчик - и насколько это соответствует потребностям государства. Поэтому все операторы ЭТП, в том числе электронных магазинов, независимо от того, какая модель работы будет выбрана, должны будут использовать каталог.

 

Помимо этого, модель работы электронных магазинов также должна удовлетворять регионы. Дело в том, что закупки малого объема сейчас законодательно не регулируются, но субъекты вышли на электронное регулирование таких закупок - за счет создания во многих регионах своих электронных магазинов. Поэтому нам важно не навредить при создании единого механизма для этого сегмента. То есть, новый механизм должен, в числе прочего, обеспечивать сохранение тех положительных результатов, которые уже достигнуты к настоящему времени на практике применения электронных магазинов.

 

- Есть ли представление, какая финансовая модель должна использоваться? Те электронные магазины, которые в настоящее время действуют у операторов ЭТП и у субъектов РФ, работают, как правило, бесплатно для участников закупок.

 

- Финансовая модель работы электронных магазинов также требует уточнения. Можно сделать по аналогии с действующим сейчас финансовым механизмом работы ЭТП - предоставить оператору магазина право устанавливать стоимость за участие в процедуре или не устанавливать таковую. А на уровне государства определить предельный размер такой платы.

 

Какую именно модель выбрать - еще предстоит решить. Особенно важен этот вопрос для операторов электронных магазинов - не продумав экономическую модель мы, с введением регулирования, можем сделать неэффективной работу электронных магазинов.

 

- Есть ли оценка объема закупок малого объема? Прежде эксперты называли сумму порядка 1 трлн рублей.

 

- Оценки объема закупок малого объема сейчас нет - контракты по таким закупкам не размещается в ЕИС. Это как раз та тематика, которую предлагаем урегулировать в рамках осеннего законопроекта - предусмотреть размещение информации по таким закупкам в реестре контрактов. В таком случае у нас появятся достоверные данные о том, какие средства у нас тратятся на закупки малого объема.

 

- Помимо госзакупок есть еще один, даже более масштабный сегмент закупок, который уже упоминался - закупки госкомпаний. Какие у Минфина планы по развитию 223-ФЗ?

 

- В этом сегменте у нас есть первоочередные задачи. Одна из них - принятие законопроекта по закрытому перечню документов, которые заказчик при проведении закупки среди МСП вправе требовать от участника в составе заявки. Сейчас текст законопроекта, доработанного ко второму чтению, внесен на рассмотрение Госдумы. Другой подготовленный министерством законопроект касается вопроса предоставления банковских гарантий при закупках госкомпаний у субъектов МСП. Он почти аналогичен нормам 44-ФЗ, но предоставляет заказчикам выбор: госкомпания при проведении конкретной закупки может не требовать обеспечения в форме банковской гарантии, но если такое требование устанавливается, то такая гарантия должна будет соответствовать предусматриваемым требованиям. Это обусловлено проблематикой 223-ФЗ, когда заказчик сам определяет пул банков, предоставляющих банковские гарантии. В результате поставщик сталкивается с ситуацией, когда ему нужно принести банковскую гарантию из нескольких конкретных банков, ряд из которых, например, аффилирован с заказчиком. Это будет основной блок поправок к 223-ФЗ на ближайшее время.

 

Помимо этого ведется работа по направлению закупок у взаимозависимых компаний. Такие закупки с недавнего времени выведены из-под действия 223-ФЗ. У нас есть поручение правительства, в рамках которого мы должны проанализировать происходящие изменения в закупках госкомпаний, связанные с выводом из-под действия 223-ФЗ сделок с взаимозависимыми компаниями. Но когда мы говорим о сделках, выведенных из-под 223-ФЗ, то нужно понимать, что соответствующая информация в ЕИС не размещается. Поэтому сейчас мы делаем запросы крупнейшим заказчикам - в том числе, запрашиваем информацию об объемах закупок у взаимозависимых компаний. И уже на основании представленных данных сможем сделать необходимую оценку.

 

- Изменений планируется много. После их принятия контрактная система потребует дальнейшего развития или начнется работа над устранением шероховатостей?

 

- У нас есть видение дальнейшего развития контрактной системы. Сейчас задача номер один - полностью пересмотреть и оптимизировать 44-ФЗ. Он сейчас стал, можно сказать, флагманским законом - на него идет отсылка в 223-ФЗ, в законе об аудите и в иных различных отраслевых законах. Если посмотреть по подзаконным актам, которые принимаются в разрезе других законодательств, то многие из них опять же ссылаются на нормы 44-ФЗ. Поэтому мы для себя видим, что осенний законопроект должен стать если не последним, то одним из последних законопроектов по оптимизации 44-ФЗ. Мы рассчитываем, что принятие этих поправок позволит завершить активную стадию реформирования, и все участники контрактной системы получат стабильную правовую базу в сфере закупок.

 

Эта "остановка" позволит заняться всеми сопутствующими элементами. Например, тем же 223-ФЗ - здесь необходимо определиться, в какую сторону его развивать дальше, на какие элементы закупок госкомпаний можно распространить нормы 44-ФЗ, чтобы не писать регулярно "зеркальные" нормы в оба документа. То есть, можно говорить об унификации тех вещей, которые являются одинаковыми и для госзаказчиков, и для госкомпаний.

 

На дальнюю перспективу возможно, например, обсудить вопрос "кодификации" всего закупочного законодательства. Здесь надо понимать, что речь не идет о распространении норм 44-ФЗ на все закупочные процедуры, которые действуют в других сферах. Мы говорим о том, что, если есть большое количество общих, одинаковых положений, то данные положения должны быть в одном месте, но с сохранением имеющихся особенностей для тех или иных направлений - например, в сфере 223-ФЗ, гособоронзаказа и т.д.

 

Источник: ИНТЕРФАКС.

 

6. Регуляторы намерены регламентировать сферу закупок малого объема, единого решения пока нет.

Москва. 17 октября. ИНТЕРФАКС

 

Регуляторы намерены на уровне закона обеспечить автоматизацию закупок малого объема, но единого подхода по решению этой задачи пока нет, сообщила в интервью "Интерфаксу" руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова

 

"Вопрос автоматизации закупок малого объема мы считаем актуальным и требующим решения, - рассказала Демидова. - Эта тема давно обсуждается и мы подошли к черте, когда уже можно принимать решения, но дискуссия по этой теме будет непростой".

По словам Демидовой, у каждого регулятора есть свое видение, как необходимо решать эту задачу, как выстраивать алгоритм проведения таких закупок, как должны действовать в этой сфере участники.

 

"Здесь есть несколько важных, принципиальных вопросов, - отметила Демидова. - Один из них - какой механизм должен использоваться при проведении таких закупок, должна ли быть обязательная переторжка? Другой вопрос связан с нахождением консенсуса по электронным магазинам - что они такое?".

 

В последнем случае речь идет, в частности, о том, кто может выступать в качестве электронного магазина для госзаказчиков - должны ли это быть операторы электронных площадок для госзакупок или здесь нужны другие площадки, сколько должно быть таких магазинов.

 

Также Демидова отметила, что регуляторам еще только предстоит решить вопрос с правилами работы (включая финансовую модель) самих электронных магазинов.

"Мы для себя видим обязательное взаимодействие электронного магазина с Каталогом товаров, работ, услуг, - сказала Демидова. - Чтобы понимать, что происходит в части закупок, все должны говорить на одном языке. И таким языком должен быть каталог, в котором, в описании той или иной позиции, определена, по сути, потребность заказчика - то, что ему нужно. Привязка закупок к позициям каталога позволит понять, сколько это стоит в разных магазинах, и что заказывает заказчик, и насколько это соответствует потребностям государства. Поэтому все операторы ЭТП, в том числе электронных магазинов, независимо от того, какая модель работы будет выбрана, должны будут использовать Каталог".

 

Демидова подчеркнула при этом, что модель работы электронных магазинов должна будет удовлетворять регионы, многие из которых уже реализовали и активно используют для автоматизации закупок малого объема собственные электронные магазины.

 

"Поэтому нам важно не навредить при создании единого механизма для этого сегмента, - добавила Демидова. - То есть, новый механизм должен, в числе прочего, обеспечивать сохранение тех положительных результатов, которые уже достигнуты к настоящему времени на практике применения электронных магазинов".

Как сообщалось, ранее регуляторы неоднократно высказывались о необходимости развития направления электронных магазинов или агрегаторов торговли. Так, заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев заявлял о том, что в этой сфере ведомство предлагает реализовать два механизма. Один - осуществление закупок малого объема (до 300 тыс. рублей) по торговой марке, другой - для закупок объемом до 20 млн рублей - по группе товаров из Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.

 

Федеральное казначейство, в свою очередь, озвучивало планы реализовать в ЕИС новую процедуру - закупки из каталога - в 2020-2022 годах.

 

"Необходимо сформировать новые закупочные процедуры, которые стали бы хорошей альтернативой электронным аукционам, время проведения которых, несмотря на все сокращения сроков, слишком большое, - говорила заместитель руководителя Казначейства Анна Катамадзе. - Если найдем способ регулировать закупки на агрегаторах с сохранением всех плюсов аукционов (нераскрытие названия поставщика, учет квалификации и т.п.), то постепенно можно будет переводить все закупки на агрегаторы торговли".

 

В настоящее время в сегменте госзакупок для автоматизации закупок малого объема используются так называемые электронные магазины электронных торговых площадок (работают по принципу каталога предложений поставщиков или интернет-магазинов), аналогичные сервисы субъектов РФ (например, "Портал поставщиков" Москвы), а также ЕАТ "Березка" (с апреля текущего года его использование стало обязательным для федеральных госзаказчиков).

 

Эксперты оценивают общий объем госзакупок малого объема в приблизительно 1 трлн рублей.

 

Участники рынка осведомлены о дискуссии регуляторов по поводу регламентирования закупок малого объема и отмечают, что их к ней пока не привлекают.

 

"Мы знаем, что обсуждение ведется, что есть несколько концепций, разных по своей сути, - сказал "Интерфаксу" гендиректор "РТС-тендера" Владимир Лишенков. - Но детали, к сожалению, регуляторами не раскрываются, площадки к публичной дискуссии пока не привлекаются. Надеемся, тренд изменится в ближайшее время, когда пройдут парламентские слушания в Совете Федерации".

 

Лишенков рассказал также, что к настоящему времени более половины регионов самостоятельно, без федерального регулирования, автоматизируют закупки малого объема. В том числе, за счет использования электронных магазинов ЭТП. "Заказчики сами понимают, что такие закупки должны быть максимально прозрачными и эффективными, приносить экономию бюджетных средств, - добавил руководитель "РТС-тендера". - Надеемся, что регуляторы учтут этот опыт и сохранят существующую модель сотрудничества заказчиков с электронными площадками".

 

Здесь Лишенков отметил, что при регламентировании закупок малого объема необходимо аккуратно и взвешенно относиться как к определению ценового порога и объема таких закупок, так и к определению финансовой модели работы магазинов. "Финансовая модель работы электронного магазина не должна создавать повышенной нагрузки на малый бизнес, - сказал он. - Конечно, такие закупки должны проводиться без обеспечения заявок и контрактов".

 

Источник: ИНТЕРФАКС.

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Свежие новости
Please reload

РЕЙТИНГИ

2006       2012       2016

2007       2013       2017

2009       2014       2018

2010       2015       2019

КОНТАКТЫ

Оргкомитет:

org@nrpz.ru +7 (499) 288 13 28

Координатор:

Валяева Оксана 
o.valyaeva@nrpz.ru +7 (903) 688 60 73

НРПЗ

© 2006-2019

Организационный комитет проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок"