Результаты НРПЗ 2019


16 декабря в Торгово-промышленной палате РФ состоялась Ежегодная торжественная церемония награждения лидеров проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» в 2019 году.

В пленарном заседании приуроченном к подведению итогов исследования национального рынка закупок, приняли участие Данилов Алексей Леонтьевич, Заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике, Карасева Татьяна Викторовна, Директор по закупкам ПАО "Ростелеком", Симоненко Виктор Викторович, Председатель оргкомитета проекта НРПЗ, Машков Виталий Владимирович, Советник Генерального директора АО «Корпорация «МСП», Славянский Сергей Валентинович, Директор Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.


Участники деловой программы мероприятия выступили с презентациями о своих системах закупок, основных направлениях работы, лучших практиках закупочной деятельности, поделились ключевыми показателями эффективности и экономии. Обсудили ключевые мероприятия по росту конкуренции, работе с поставщиками, методологии автоматизации закупок, стратегии и планах развития.


С основным докладом выступил Виктор Симоненко, рассказав об итогах исследования национального рынка закупок за период с 1 июля 2018 года по конец июня 2019.


Всего в рамках исследования было проанализировано более 4,47 млн процедур на общую стоимость 25,24 трлн рублей.


Перевод закупок в электронный вид стал хорошим шагом к дальнейшему повышению прозрачности госзаказа. Виктор также отметил возрастающую конкуренцию на многих способах определения поставщика. Электронный аукцион по прежнему остается наиболее высококонкурентным и популярным способом проведения закупок, составляя 73,9% от общего объема госзаказа в финансовом выражении.


Средний уровень конкуренции составил 2,98 участника на государственных закупочных процедурах, отмечается небольшое повышение. Снизилась доля несостоявшихся государственных закупок, т.е. без заявок, с одной поданной заявкой, с единственной соответствующей (со всеми отклоненными кроме одной) по результатам которых был заключены госконтракты. За период исследования НРПЗ 2019 показатель составил 34,06% от общего объема по сравнению с 37,3% по итогам прошлого года.


«На протяжении последних лет, мы следим за объемом потерь государства в условиях низкой конкуренции - теоретический суммой, которую могло бы сэкономить государство на несостоявшихся закупках. Три года наблюдалась стабильная положительная динамика снижения данного показателя с 135,56 млрд рублей в 2017 до 89,61 млрд. рублей за период НРПЗ 2018 (суммы без учета инфляции). Темпы такого снижения были обусловлены ростом популярности электронного аукциона, распространением по стране таких инструментов повышения прозрачности и эффективности закупочных процедур как региональные информационные системы, электронные магазины малых закупок.» - комментирует Председатель организационного комитета проекта Симоненко Виктор.



Однако за период НРПЗ 2019 отмечается увеличение объем потерь государства от закупок в условиях низкой конкуренции в 2,5 раза, в результате чего потери составили 227,86 млрд. руб. (без учета уровня инфляции).


- Столь высокий показатель потерь в этом году обусловлен существенным увеличением разницы снижения НМЦ при одной и двух заявках, а также изменением структуры контрактов, заключенных по несостоявшимся закупкам. Особенно ярко это стало заметно при сравнении процедур проводимых в электронной и не электронной формах. По результатам исследования было выявлено: в условиях низкой конкуренции, при 1 допущенной заявке, электронная форма закупок является малоэффективной: средний дисконт по ЭА отсутствует вовсе, по процедурам в электронной форме – 0,85%, по процедурам в не электронной форме – 2,96%. Экономическая эффективность электронной формы закупок по сравнению с не электронной формой увеличивается при стабильном уровне конкуренции от 3 и более допущенных участников на закупку. Предполагаем, что с окончанием переходного периода проведения всех видов закупок в электронной форме и полной адаптации государственных и муниципальных заказчиков к новым требованиям Федерального закона №44-ФЗ потери государства начнут снижаться. – объясняет Виктор Симоненко.



В этом году в рамках своего ежегодного исследования национального рынка закупок, аналитический центр проекта рассмотрел новый индекс, позволяющий оценить объем бюджетных средств, который могла бы сэкономить контрактная система России при повышении уровня конкуренции. Для анализа были взяты закупки в рамках 44-ФЗ, на которые было подано 2 и 3 заявки за период с 1.07.18 по 30.06.19. (Закупки с одной поданной заявкой признаются несостоявшимися, поэтому были исключены из исследования). На объем закупочных процедур прошедших с двумя участниками был наложен экономический эффект достигнутый на процедурах с тремя участниками.


- Мы решили смоделировать ситуацию, где в каждом экономическом районе страны были бы равные экономические условия и средний уровень конкуренции при проведении закупочных процедур равнялся 3 поданным заявкам в каждом субъекте РФ. И увидели, что при увеличении уровня конкуренции в закупках с 2 поданными заявками до 3, каждый экономический район в среднем сэкономил бы дополнительно с каждой закупочной процедуры порядка 205,983 тыс. руб. Бюджет РФ в рамках контрактной системы дополнительно мог бы сэкономить 74,14 млрд руб. – комментирует итоги Председатель организационного комитета проекта НРПЗ Виктор Симоненко.

Ежегодно, начиная с 2006 года в приложение к общему исследованию национального рынка закупок проект выпускает Рейтинг прозрачности крупнейших заказчиков РФ.


Рейтинг прозрачности закупок разделен на 5 секций участников по типу и уровню осуществления заказов. Ежегодный список участников в этом году составил 362 крупнейших заказчиков рынка закупок Российской Федерации, а именно 70 органов исполнительной власти, 85 субъектов РФ, 86 крупнейших муниципальных образований, 67 государственных корпоративных закупщиков и 54 унитарных предприятий.


Лидерами НРПЗ 2019 стали следующие участники, получившие наивысшую оценку Рейтинга - «Гарантированная прозрачность»:


Класс федеральных государственных закупщиков: Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, Федеральная служба по труду и занятости.


Класс региональных государственных закупщиков: г. Москва, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тамбовская область, Республика Татарстан (Татарстан), Архангельская область, Смоленская область, Республика Саха (Якутия), Чувашская Республика – Чувашия, Республика Крым, Саратовская область.


Класс муниципальных государственных закупщиков: МО г. Владивосток, МО г. Петропавловск-Камчатский, МО г. Хабаровск, МО г. Ставрополь, МО г. Пермь, МО г. Южно-Сахалинск, МО г. Сургут, МО г. Смоленск, МО г. Краснодар, МО г. Нижний Новгород.


Сегмент заказчиков, регулируемых Федеральным законом №44-ФЗ, класс унитарных предприятий: ГУП города Москвы «Мосгортранс».


Сегмент заказчиков, регулируемых Федеральным законом №223-ФЗ, класс корпоративных заказчиков: Госкорпорация «Росатом», ПАО «Россети», ПАО «РусГидро», АО «МОСГАЗ», ПАО «Ростелеком», АО «Мосводоканал», Государственная компания «Автодор».


Сегмент заказчиков, регулируемых Федеральным законом №223-ФЗ, класс унитарных предприятий: ГУП «Петербургский метрополитен», ГУП «Москоллектор».


Для оценки закупочной деятельности участников проекта на предмет прозрачности и эффективности используются данные официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС, www.zakupki.gov.ru), официальных сайтов участников, а также данные, предоставленные участниками в форме собственноручно заполненных анкет. Методология расчета итоговых баллов участника состоит из 40 критериев для 44-ФЗ и 20 для 223-ФЗ, оценивающих интенсивность конкуренции на процедурах, количество допущенных заявок, долю состоявшихся и несостоявшихся процедур, уровень экономии бюджетных средств, долю процедур с увеличением цены в ходе исполнения контракта, количество обжалований и запросов на разъяснения и др.. Дополнительное внимание уделено существующим трендам и тенденциям в области закупочной деятельности - использованию участниками современных инструментов осуществления закупок и эффективности мер по поддержке участников среднего и малого предпринимательства.


- На протяжении последних 10 лет методология оценки прозрачности и эффективности закупочной деятельности участников проекта ежегодно совершенствовалась. Необходимо вносить коррективы с учетом постоянно меняющегося законодательства, усовершенствования работы ЕИС и ЭТП. Если в 2006 году, методика исследования была основана на пяти обобщенных показателях - конкуренция, цена, выбор способа определения поставщика, то к НРПЗ 2019 году госзаказ уже оценивается по 40 критериям, а корпоративный по 20. - комментирует результаты работы Аналитического центра в 2019г. Председатель оргкомитета проекта Симоненко Виктор.


- В этом году, оценка некоторых критериев региональных и муниципальных заказчиков проводилась в соответствии с существующим разделением субъектов Российской Федерации на 12 экономических районов, что позволило учесть уникальные (географические) особенности регионов и городов, являющихся участниками Рейтинга. В качестве эксперимента для комплексной оценки деятельности закупщиков был сформирован сложный показатель «Индекс экономической эффективности заказчика». Данный критерий является интегральной оценкой экономической эффективности закупочной деятельности заказчика в условиях низкой конкуренции и косвенно показывает упущенную экономическую выгоду по итогам проведения закупочных процедур. - добавляет он.


Таким образом, методология НРПЗ 2019 соответствует требованиям нынешнего рынка государственных и корпоративных закупок, сохраняя основные принципы: объективность расчёта критериев и независимость их оценки.


Для анализа закупочной деятельности участников проекта на предмет прозрачности и эффективности используются данные официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС, www.zakupki.gov.ru), официальных сайтов участников, а также данные, предоставленные участниками в форме собственноручно заполненных анкет.


Подробнее с исследованием национального рынка, результатами рейтинга, методологией оценки частников можно ознакомиться на странице исследования НРПЗ 2019.

Свежие новости

РЕЙТИНГИ

2006       2012       2016

2007       2013       2017

2009       2014       2018

2010       2015       2019
.
2020

КОНТАКТЫ

Оргкомитет:

org@nrpz.ru +7 (499) 288 13 28

Координатор:

Валяева Оксана 
o.valyaeva@nrpz.ru +7 (903) 688 60 73

НРПЗ

© 2006-2019

Организационный комитет проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок"