Исследование национального рынка государственных закупок в период пандемии COVID-19


В связи с эпидемиологической обстановкой на территории Российской Федерации были предприняты ограничительные меры – в регионах был введен режим повышенной опасности, сотрудники были переведены на удалённый режим работы, ВУЗы, школьные и дошкольные образовательные учреждения сдвинули сроки своей работы, многие мероприятия были отменены или перенесены.

Фокус внимания был смещен в сторону изготовления и закупки средств индивидуальной защиты, поддержки волонтерского движения. Многим организациям было рекомендовано обеспечить запасы сырья, топлива, оборудования, материалов, комплектующих изделий, предпринять меры по обеспечению установления связей с локальными поставщиками, разработать комплекс профилактических мер.

На фоне пандемии был замечен не только ажиотажный спрос на продовольствие, но и вынужденное замедление работы экономической отрасли.

Для предупреждения возможных экономических рисков в нормативное поле регулирующее государственные закупки был внесен ряд поправок, призванных поддержать бизнес сообщество.


Аналитический центр проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» провел сравнительный анализ всех закупочных процедур в период с 1 февраля по 31 мая 2019 и 2020 гг, с целью выявления последствий распространения COVID-19 на контрактную систему РФ в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.


По итогам исследования за февраль – май 2020 г. был выявлен рост объема государственного заказа на 20,87% (в финансовом выражении), составив 3,9 трлн рублей. В количественном выражении наблюдается снижение количества процедур на 11,3% до 1 124 623 процедур за 4 месяца. Данный показатель обусловлен введением поправок по увеличению порога НмЦК к ряду видов процедур.

Доля отмененных процедур в период COVID-19 ожидаемо больше прошлогоднего значения. Если в феврале –мае 2019 года она составляла 4,48% по сумме и 1,62% по количеству от общего объема размещенного государственного заказа, то в 2020 году эти показатели составили 9,26% и 2,86% соответственно. Это подтверждает тот факт, то заказчикам пришлось пересмотреть намеченные ранее планы и приостановить ряд запланированных закупочных процедур.

Однако основной целью исследования был анализ экономической эффективности проведения закупок в период эпидемиологической обстановки на территории РФ и анализ уровня деловой активности в стране.

Проведенное исследование показало, что в период пандемии вопреки ожиданиям экономическая активность бизнеса не только не упала, а наоборот возросла. По основным видам закупочных процедур среднее количество участников увеличилось и как следствие увеличилось снижение на закупках. Таким образом, сложившаяся кризисная ситуация подтолкнула бизнес быть более активным на рынке государственного заказа и искать дополнительные источники повышения своей эффективности для предложения более конкурентоспособных цен.

Контракты с единственным поставщиком за февраль – май 2020 года выросли на 114 млрд рублей (13,85%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, однако количество контрактов сократилось на 242 100 контрактов (34,1%). Отчасти данный показатель обусловлен введенными поправками об увеличении порога НмЦК, но и потребности связанные с недопущением распространения коронавирусной инфекции приобретались через единственного поставщика.

Предсказуемо в период распространения коронавирусной инфекции выросли траты государства на медицину – инструменты и медицинское оборудование, лекарства, научные исследования, а так же на компьютеры и периферийное оборудование для обустройства удаленных рабочих мест. Строительные работы так же попала в список лидеров-групп ОКДП, что обусловлено отсутствием запрета на ведение данного вида деятельности в период самоизоляции.

Если смотреть в разрезе регионов то ощутимо объем единственного поставщика вырос в СКФО, ПФО и ЦФО что отчасти соответствует публичной статистике по распространения вирусной инфекции.


С полной версией отчета можно ознакомиться на сайте проекта в разделе «Рейтинги и исследования».

Свежие новости

РЕЙТИНГИ

2006       2012       2016

2007       2013       2017

2009       2014       2018

2010       2015       2019

КОНТАКТЫ

Оргкомитет:

org@nrpz.ru +7 (499) 288 13 28

Координатор:

Валяева Оксана 
o.valyaeva@nrpz.ru +7 (903) 688 60 73

НРПЗ

© 2006-2019

Организационный комитет проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок"