Проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» является независимым негосударственным исследовательским аналитическим центром, специализирующимся в области экономического и правового анализа российского рынка государственных и корпоративных закупок. Существует с 2006 года.

Целью ежегодного проведения проекта НРПЗ является получение полноценной картины состояния экономики, характеризуемой структурой и объемом рынка заказа, показателями прозрачности процедур, степенью конкурентности закупок и экономической эффективностью затрат участников рынка. Результаты исследования позволяют в динамике увидеть состояние системы госзаказа в России, получить конкретные количественные оценки финансовых потерь государства в условиях низкой конкурентности, участия СМП, распределение госзаказа по видам экономической деятельности.

В задачи проекта НРПЗ входит непрерывный мониторинг массива государственного и корпоративного заказа на предмет прозрачности, гарантии соблюдения законодательства, выявления наиболее распространенных отклонений на рынке госзаказа, а также отслеживание основных структурных, экономических и правовых тенденций.

В различные годы проект поддерживался ФАС России, Минфин РФ, Минэкономразвития России, Счетной палатой РФ, Федеральной службой государственной статистики, Торгово-промышленной палатой РФ, Общественной палатой РФ, профильными комитетами Государственной Думы РФ, Корпорацией МСП, ОПОРА России.

На протяжении всех лет проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» является инструментом общественного контроля эффективности расходования средств государственными и корпоративными заказчиками, масштаба и степени проникновения коррупции на российском рынке закупок, повышает дисциплину заказчиков по организации и планированию своей деятельности. Результаты Рейтинга широко публикуются в СМИ.

Председателем организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» является Виктор Викторович Симоненко.

Среди других крупнейших исследований, в рамках проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок», можно выделить:
1. Рейтинг прозрачности и эффективности размещения государственного заказа г. Москвы.
Ежегодное исследование прозрачности и эффективности размещения государственного заказа г. Москвы.
2. Проведение комплексной научно-исследовательской работы в интересах Минэкономразвития РФ.
Изучение и анализ практики, опыта и проблематики проведения аукционов, включая открытые аукционы в электронной форме, и подготовка соответствующих предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
3. Ежегодное исследование рынка электронной торговли РФ.
Масштабное исследование рынка электронной торговли РФ, проходящее каждый год.
4. Углубленное исследование отдельного Заказчика
Изучение и анализ закупочной деятельности отдельного Заказчика, его подведомственных структур и поставщиков с последующим формированием сводного аналитического отчета и рекомендаций по повышению прозрачности и эффективности.
5. Динамическая оценка результатов регулирования закупочной деятельности в РФ.
  • Аналитические исследования эффективности новых способов определения поставщика в электронной форме. Изучение и анализ качественных и количественных показателей «новых» видов процедур в электронной форме за 2019 год в рамках Федерального закона № 44-ФЗ.
  • Аналитическое исследование программы импортозамещения государственных и корпоративных закупок в рамках Постановлений Правительства РФ № 616 и № 617.
6. Аналитическое исследование влияния экономических факторов на закупочную деятельность
  • Сравнительный анализ общего объема объявленных извещений о проведении закупок, контрактов с единственным поставщиком, уровня конкуренции.
  • Исследование национального рынка закупок в период пандемии COVID-19 в сравнении с аналогичным периодом 2019 года с целью оценки состояния деловой среды.
  • Исследование национального рынка закупок в период январь-июнь 2022 года в сравнении с аналогичным периодом 2021, 2020, 2019 годов с целью оценки влияния кризисов на состояние деловой среды.

Рейтинг Прозрачности государственных и корпоративных закупок является конечным продуктом проводимой аналитической работы в рамках проекта и предоставляется в приложение к самому итоговому исследованию национального рынка.

Рейтинг прозрачности это сопоставительный анализ крупнейших государственных и корпоративных структур с целью оценки текущего уровня прозрачности и эффективности систем закупок участников национального рынка.

Рейтинг разделен на четыре секции участников по типу осуществления размещения заказов— государственные заказчики федерального уровня; государственные заказчики регионального уровня; государственные заказчики муниципального уровня; крупнейшие организации и унитарные предприятия, осуществляющие размещение заказа в рамках 223-ФЗ.

Каждая секция представляет собой рейтингование участников по пяти уровням прозрачности — гарантированная, высокая, средняя, базовая и низкая прозрачность, характеризующих зрелость и качество закупочных процессов. Уровни гарантированной и высокой прозрачности образуют область положительных оценок, уровни базовой и низкой прозрачности— область отрицательных оценок. Источниками данных для проведения исследования являются Единая информационная система в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), официальные сайты заказчиков и анкеты, заполняемые непосредственно участниками.

Проведение сравнительного анализа участников Рейтинга прозрачности с положительными и отрицательными оценками позволяет установить причины расхождения в показателях систем закупок различных участников, а также выделить и распространить лучшие практики, сформировать рекомендации по повышению прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств. Результаты Рейтинга — это независимая оценка качества и эффективности работы, позволяющейся своевременно внести в нее соответствующие коррективы.

Рейтинг прозрачности, его методология и итоги исследования национального рынка закупок публикуются на официальном сайте проекта (www.nrpz.ru) с периодичностью обновления один раз в год. Данные об итогах исследования и Рейтинга предоставляются в профильные ведомства для анализа.
Проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок».
Организационный комитет
Симоненко Виктор Викторович,

Председатель оргкомитета
v.simonenko@nrpz.ru
тел. +7 (499) 288-13-28

Уважаемые коллеги!
Экономика и общество ежедневно испытывают на себе процессы изменений и адаптации. Промышленные революции сменяются технологическими и экономическими. Только в российской экономике успел укорениться термин «цифровая трансформация», как на смену ему уже пришёл термин «работа в условиях санкций» и «импортозамещение». Вновь выстроенные логистические цепочки и экономические модели разбились о подступающий «технологический суверенитет».
Проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» уже 18 лет в динамике следит за влияниями столь динамичных и масштабных изменений на рынок государственных и корпоративных закупок.
Текущие тенденции на рынке показали главенствующую роль «Поставщика». По сути, мы стали свидетелями глобального сдвига и переориентации процессов на поставщиков и производителей. Если раньше, за счёт выстроенной системы прозрачной системы государственного заказа и ориентации на конкуренцию, Заказчик получал достаточное количество потенциальных поставщиков, то реалии 2022 года заставили Заказчиков выстраивать работу таким образом, чтобы найти хотя бы одного поставщика, который закроет их потребности. Ключевым показателем эффективной работы становится обеспечение непрерывности технологических процессов и производств.
Не менее важным наблюдением можно считать полярность процессов открытости данных. В режимах работы повышенного информационного внимания мирового сообщества чётко выявились направления работы по формированию оптимальной информационной поддержки процессов, поиска поставщиков и заключения договоров.
Государственные информационные системы и их окружение испытывают постоянное кибер-давление из вне. Ведущиеся работы по повышению устойчивости контура обеспечения закупочной деятельности РФ позволят сделать ещё один шаг к развитию и стабильности в отрасли.
Площадка проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» так же будет меняться вместе с текущей ситуацией и стремиться отражать и оценивать актуальные потребности и запросы рынка.

Виктор Викторович Симоненко,
Председатель Организационного комитета проекта
«Национальный рейтинг прозрачности закупок»