Контрактная система Москвы - самая крупная в России, что обязывает предъявлять к ней более строгие требования и предпринимать дополнительные усилия по формированию и контролю за управлением городским заказом. Это особенно важно, поскольку столичные заказчики проводят почти каждую пятую закупку среди субъектов Российской Федерации.
Необходимо приглашать не только тех производителей, которые ранее заключали договоры, но и потенциальных участников, тех, которые имеют собственное производство, ресурсы и работают на рынке страны и международных рынках.
В Москву вложены огромные денежные средства и политический капитал, чтобы превратить мегаполис в привлекательное место для жителей, для интеллектуальных компаний, в котором правительство служит на благо людей максимально эффективно и прозрачно. Внедрение современных цифровых технологий позволило Москве оптимизировать расходы бюджета на госзакупки в среднем на семь процентов.
Минэнерго России уделяет пристальное внимание построению эффективной системы закупок. «Национальный рейтинг прозрачности закупок» является независимым и беспристрастным индикатором оценки развития закупочной деятельности в Российской Федерации. Открытость, системный подход к управлению закупками, квалифицированные кадры, а также планомерная работа по снижению коррупционных рисков в этой сфере позволяют Минэнерго России достигать определенных результатов.
«Национальный рейтинг прозрачности закупок» за 20 лет существования доказал свою эффективность как инструмент стимулирования открытости, прозрачности и добросовестной конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок.
Для Роструда участие в проекте стало не просто доброй традицией, а одним их ключевых инструментов общественного контроля закупочной деятельности.
Ежегодные результаты рейтинга позволяют нам получить конкретные качественные и количественные оценки, повысить эффективность работы в этом направлении, выявить недочеты, которые необходимо устранить. Благодаря такому глубокому анализу исследования, внедрению его результатов в свою деятельность Роструд уже не первый год получает наивысшую оценку закупочной деятельности «Гарантированная прозрачность».
Мы выражаем благодарность Проекту за высокую оценку нашей работы и рассчитываем на дальнейшее конструктивное сотрудничество, направленное на развитие эффективной и прозрачной системы государственных закупок.
На протяжении двух десятилетий проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» оказывает значимое влияние на систему государственных, муниципальных и корпоративных закупок.
Ваш проект - аналитический инструмент, который помогает принимать управленческие решения, направленные на развитие как в целом систем корпоративных, государственных и муниципальных закупок, так и на закупочные процессы каждого заказчика. Проект обеспечивает детальный сравнительный анализ и сопоставление результатов в текущих условиях, что позволяет работникам контрактных служб применять эффективные подходы к управлению закупочной деятельностью, способствующие открытости и прозрачности закупок, и повышению конкуренции.
Оценка Национального рейтинга прозрачности закупок представляет собой ключевой индикатор состояния системы закупок и является стимулом для повышения её эффективности. Этот проект является важным ориентиром для определения стратегических направлений развития закупочной деятельности регионов.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре осуществляется постоянное совершенствование системы государственных закупок посредством внедрения и развития эффективных методов и инструментов. Особое внимание уделяется регулированию централизованных закупок, что способствует более эффективному управлению бюджетными средствами и сохранению низкого уровня коррупционных рисков. Непрерывно развивается Региональная информационная система закупок Югры, что позволяет автоматизировать и унифицировать процессы закупок, обеспечивая стандартизацию и прозрачность на каждом этапе закупочных процедур.
В целях эффективного и своевременного исполнения бюджета в Югре внедрен механизм мониторинга планов закупок, установлена обязанность государственных и муниципальных заказчиков обеспечить 100 процентную контрактацию за счет средств текущего года в срок до 1 июня и не менее 60 процентов от объема закупок планового периода (опережающие закупки) в срок до 31 декабря. Кроме того, заказчики должны заблаговременно подготовить всю необходимую проектную и сметную документацию и заключить контракты в текущем году на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, запланированных на следующий финансовый год.
В ближайшее время мы планируем закончить синхронизацию региональной системы закупок с закупочными системами муниципальных образований. Мы продолжим внедрять методы, применяемые в государственных закупках, в практику муниципальных и корпоративных заказчиков.
Участие в проекте имеет для нас важное значение, и я искренне благодарю Вас за высокую оценку закупочной деятельности заказчиков Югры. Мы продолжим участие в проекте и уверены, что наша деятельность будет способствовать улучшению состояния закупочной среды.
Меметов Тимур Рустемович
История участия Тамбовской области в проекте «Национальный рейтинг прозрачности закупок» началась в 2009 году. Тогда регион занял 8 место и получил статус «Высокая прозрачность». Но уже с 2016 года Тамбовская область стабильно получает статус «Гарантированная прозрачность» в сегменте государственных заказчиков регионального уровня и входит в пятерку лидеров рейтинга. Достижению столь высоких результатов способствовала реформа закупочной системы в регионе. Комплексный подход к реформированию системы закупок в Тамбовской области позволил создать централизованную систему контрактных отношений, объединяющую более 1000 государственных и муниципальных заказчиков.
Ключевым фактором в создании такой системы является внедрение в закупочный процесс государственной региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тамбовской области (ГИС ЗАКУПКИ).
Благодаря проведенной реформе на территории Тамбовской области налажено электронное взаимодействие уполномоченного органа (уполномоченного учреждения) с заказчиками посредством ГИС ЗАКУПКИ. На платформе ГИС ЗАКУПКИ развернут региональный магазин малых закупок интегрированный с порталом поставщиков города Москвы. Осуществлена интеграция ГИС ЗАКУПКИ с сайтом экг-рейтинг.рф в части формирования отчетности. Законодательство о контрактной системе в сфере закупок динамично меняется и содержит большое количество нормативных правовых актов, что усложняет работу заказчиков.
Теперь для заказчиков в ГИС ЗАКУПКИ стал доступен виртуальный помощник, который обрабатывает запрос, используя 3 источника информации: часто задаваемые вопросы, инструкции по работе в программном комплексе и нормативные правовые акты.
Искусственный интеллект формирует ответ на заданную тему, выдает ссылки на руководство пользователя из собственной базы знаний либо ссылку на нормативные правовые акты.
В этой связи, наиболее перспективным направлением является дальнейшее развитие виртуального помощника.
Внедрение в закупочную деятельность современных сервисов повышает уровень открытости и прозрачности закупок. А участие в «Национальном рейтинге прозрачности закупок» дает новый стимул для дальнейшего совершенствования.
Жирнель Евгений Викторович
Четвертый год подряд Ямало-Ненецкий автономный округ сохраняет статус лидера «Национального рейтинга прозрачности закупок». Это стало возможным благодаря эффективному комплексному подходу и активному внедрению инновационных решений.
Одной из значимых инициатив стала разработка рейтинга государственных заказчиков, оценивающих качество закупочной деятельности на основе объективных критериев, таких как уровень конкуренции, объем конкурентных закупок и соблюдение принципов добросовестности участниками рынка.
Активно развивается направление цифровой трансформации закупок малого объема с применением электронного актирования через систему электронного документооборота Контур.Диадок, что позволяет сократить сроки подготовки контракта и оформления документов приемки товаров/услуг минимум в четыре раза.
Отдельно выделяется применение сервиса предиктивной аналитики для мониторинга цен товаров. Такая практика позволяет избежать необоснованных расходов на этапе выделения бюджетных средств и дополнительного финансирования. На сегодняшний день суммарная экономия бюджетных средств превысила 1 млрд рублей за три года использования информационной системы.
В перспективе ближайших пяти лет деятельность по совершенствованию закупочной системы будет сосредоточена на реализации трех стратегических направлений:
Участие в «Национальном рейтинге прозрачности закупок» способствует непрерывному поиску новых путей повышения эффективности закупочной деятельности.
Разборов Андрей Андреевич
Участие Саратовской области в Национальном рейтинге прозрачности закупок свидетельствует о стремлении региона к созданию открытой и конкурентоспособной системы государственных закупок. Регулярная оценка независимыми экспертами позволяет получать объективную обратную связь относительно функционирования областной системы закупок, что способствует ее постоянному развитию и оптимизации.
Рейтинг является важным инструментом для повышения открытости и эффективности государственных закупок.
Благодаря указанному проекту, его участники получают стимул для улучшения своих закупочных практик.
Ежегодные результаты исследования национального рынка закупок позволяют выявить проблемные зоны в закупочной деятельности региональных заказчиков, определить точки потенциального роста и приоритетные пути развития системы закупок.
Важно продолжать развивать методологию и расширять охват рейтинга, чтобы он продолжал оставаться актуальным и полезным.
По нашему мнению, дальнейшее развитие контрактной системы неразрывно связано с автоматизацией закупочных процедур, переходом к полностью цифровым платформам закупок, а также с расширенным использованием искусственного интеллекта.
В конечном итоге, продолжение реализации проекта позволит повысить доверие общества к государству и будет способствовать развитию конкурентной рыночной экономике в нашей стране.
Денис Александрович Муравьев
Создать эффективную систему закупок в одиночку невозможно. Обмен опытом и анализ показателей лидеров отрасли – вот залог успешной работы.
Национальный рейтинг прозрачности на протяжении многих лет является инструментом, который позволяет отследить важнейшие изменения и тенденции в сфере закупок, определить векторы развития контрактной системы, создать условия для эффективного расходования бюджетных средств при обеспечении государственных нужд.
Выражаем глубокую признательность организаторам и аналитикам рейтинга за проделанную работу, а коллегам-заказчикам за возможность обмена опытом и доступ к передовым практикам в сфере закупок.
Уверен, что совместными усилиями мы и впредь сможем обеспечивать поступательное развитие контрактной системы и добиваться наивысшей прозрачности при осуществлении закупок.
Панков Сергей Николаевич
Тюменская область с 2006 года является активным участником Национального рейтинга прозрачности закупок.
Участие в престижном общероссийском рейтинге способствует Тюменскому региону комплексно подходить к вопросам при решении задач, направленных на оптимизацию закупочных процедур, их цифровизацию, открытость и прозрачность закупок, внедрение единых методов построения системы контрактных отношений, а также на поддержку субъектов малого предпринимательства и СОНКО в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Централизованная система закупок, выстроенная в Тюменской области с 2005 года, успешно позволяет решать задачи по созданию благоприятных условий для развития конкурентной среды, противодействия коррупции, значительной экономии бюджетных средств, а также максимальной оптимизации закупочного процесса государственными и муниципальными заказчиками региона.
Базовой составляющей централизованной модели закупок является Региональная (муниципальная) информационная система АЦК «Госзаказ» с юридически значимым электронным документооборотом, обеспечивающая полное и всестороннее взаимодействие участников закупочного процесса с цифровыми платформами в сфере закупок федерального уровня.
В целях укрепления кадрового потенциала в сфере закупок, в Тюменской области функционирует непрерывный процесс повышения квалификации специалистов контрактных служб. На специализированных сайтах и интернет-каналах осуществляется тестирование, обучение с привлечением профильных экспертов и специалистов. В 2024 году внедрен региональный проект по предоставлению дополнительного образования в сфере закупок выпускникам высших учебных заведений Тюменской области.
С 2017 года активно реализуется механизм совместных закупок в рамках законов о контрактной системе и закупок отдельными видами юридических лиц, использование которого стало эффективным инструментом оптимизации затрат, снижения расходов, роста конкуренции и повышения эффективности государственных закупок.
Решением Губернатора Тюменской области, с 2017 года закупки малого объема в соответствии со ст. 93 Федерального закона о контрактной системе, совершаются исключительно в электронном формате. Тем самым, создан дополнительный конкурентный рынок закупок, преимущественно среди субъектов малого предпринимательства, ранее существовавший в режиме закупок «у единственного поставщика».
Развитие контрактной системы Тюменской области направлено на ряд важных стратегических целей, среди которых можно выделить:
Участие Тюменской области в Национальном рейтинге прозрачности закупок позволяет объективно оценить эффективность системы закупок региона, дает стимул к её развитию и совершенствованию.
Надеемся, что многолетний опыт закупочной деятельности позволит нам сохранить лидирующие позиции в Национальном рейтинге и в последующие годы.
Выражаем благодарность организаторам проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» за объективную оценку закупочной деятельности регионов, желаем дальнейшего развития и успехов.
Егоров Сергей Федорович
«Чувашская Республика ежегодно принимает участие в проекте «Национальный рейтинг прозрачности закупок». По итогам 2024 года республика была удостоена наивысшей оценки прозрачности закупок среди региональных заказчиков - статуса «Гарантированная прозрачность».
Этот успех подтверждает высокую эффективность проводимых мероприятий по централизации и цифровизации закупок в республике, начатых в 2020 году. За эти 5 лет система государственных и муниципальных закупок перешла к совершенно новому качественному уровню, обеспечив открытость и прозрачность закупок, эффективное расходование бюджетных средств, снижение судебных споров и жалоб.
На конкурентную основу переведены закупки малого объема. Запущен и успешно функционирует «Электронный магазин закупок малого объема Чувашской Республики».
Важным направлением является активное взаимодействие с субъектами малого и среднего предпринимательства, на долю которых приходится 55,5 % всех конкурентных закупок в республике.
Ключевыми задачами развития системы государственных и муниципальных закупок в республике являются повышение прозрачности и эффективности закупочных процедур, исключение коррупционных составляющих за счет дальнейшей цифровизации отрасли и использования технологий искусственного интеллекта, а также повышение профессионализма специалистов в сфере закупок.
Выражаю искреннюю благодарность организаторам проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» за высокую оценку нашей работы. Уверен, что проект и в дальнейшем будет служить надежным инструментом повышения прозрачности и эффективности закупок на всей территории России. Желаю команде проекта новых творческих идей и дальнейших профессиональных достижений».
Неустроева Алёна Петровна
«Уважаемые организаторы национального рейтинга прозрачности закупок!
Благодарим вас за высокую оценку закупочной деятельности Республики Саха
(Якутия) и предоставленную возможность стать частью юбилейной брошюры проекта
«Национальный рейтинг прозрачности закупок». Для нас это не только знак признания, но и особая ответственность – быть в ряду региональных лидеров, вносить вклад в развитие и совершенствование системы закупок нашей страны.
Сегодня республика последовательно реализует стратегию централизации закупок и внедрения цифровых технологий. Значимым достижением стало применение механизма централизованных закупок «с полки», что также является одним из факторов прозрачности процессов. Особое внимание также уделяется развитию и внедрению искусственного интеллекта в сфере закупок. Современные цифровые решения автоматизируют рутинные задачи, повышают уровень прозрачности и обеспечивают принятие взвешенных управленческих решений на каждом этапе.
Важнейшая составляющая нашей стратегии — развитие кадрового потенциала. Регулярно проводятся образовательные мероприятия и программы повышения квалификации, внедряются современные методы оценки эффективности персонала.
Смотрим в будущее с уверенностью: на ближайшие 5 лет мы видим перспективы применения искусственного интеллекта для анализа данных и мониторинга закупок, широкого распространения автоматизированных риск-ориентированных систем контроля и внедрения новых цифровых сервисов для участников закупочного процесса, что, на наш взгляд, не только упростит процессы и повысит их прозрачность, но и создаст дополнительные гарантии эффективности и открытости для всех участников.
Участие в проекте «Национальный рейтинг прозрачности закупок» позволяет нам объективно оценивать достигнутые результаты и видеть перспективные векторы развития, а также способствует распространению лучших практик на всероссийском уровне. Мы высоко ценим этот опыт и рассчитываем на дальнейшее сотрудничество, способствующее
совершенствованию национальной системы закупок.
Щукина Ирина Вячеславовна
Выражаю благодарность организаторам проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» за их исключительно важную и нужную работу, за профессиональный подход и объективную методику оценки. Для нас решение об участие в рейтинге являлось осознанным шагом в рамках стратегии по повышению открытости и эффективности закупочной деятельности Севастополя.
Рейтинг является ценным инструментом самодиагностики. Мы получили четкое, структурированное понимание того, какие процессы требуют доработки и автоматизации. Анализ методики рейтинга помогает увидеть успешные кейсы, перенять положительный опыт коллег, а четкие критерии оценки позволяют провести внутренний анализ.
Публичная позиция в рейтинге – это сильный сигнал для рынка. Он показывает нашим текущим и потенциальным поставщикам, что мы ведем честную, конкурентную и предсказуемую закупочную политику.
Слепов Максим Николаевич
Сургут удерживает позиции лидера в Национальном рейтинге прозрачности закупок 12 лет подряд. По итогам 2024 года город получил наивысшую оценку закупочной деятельности – «Гарантированная прозрачность». Сургут многократно входил в тройку городов – лидеров России, получивших наивысшую оценку в сегменте «Муниципальные заказчики».
Такая оценка на федеральном уровне – знак качества командной работы Администрации города, подтверждение высокого уровня профессионализма специалистов и грамотной организации закупочной деятельности.
Более двадцати лет город в рамках большой системной работы формирует
и применяет комплекс мер, направленный на рациональное использование бюджетных средств, повышение прозрачности и результативности закупок. Основные из них – централизация и максимальная цифровизация закупок, повышение квалификации специалистов, строгий контроль со стороны уполномоченного органа, мониторинг своевременного и полного исполнения совокупного годового объема закупок. Системное регулирование
и профессиональный подход обеспечивают минимизацию рисков и достойный вклад в социально-экономическое развитие города, способствуют развитию конкурентной среды, создают условия, препятствующие возникновению коррупционных факторов.
Выражаю благодарность организаторам за уникальный проект, направленный на развитие системы закупок в Российской Федерации, и за высокую оценку закупочной деятельности города Сургута.
Надсадин Сергей Александрович
«Благодарю за высокую оценку нашей работы в сфере закупок. Присвоение статуса «Гарантированная прозрачность» в Национальном рейтинге прозрачности закупок – 2024» стало для команды администрации Южно-Сахалинска важным признанием приверженности принципам открытости и честности.
Мы гордимся вкладом в развитие закупочной системы островного региона за последние 20 лет. За этот период реализовали ряд успешных инициатив, которые повысили эффективность бюджетных расходов и укрепили доверие южносахалинцев к власти.
К наиболее значимым проектам относятся:
Наш опыт подтверждает, что ключ к успеху – это неукоснительное соблюдение закона, конструктивный диалог со всеми участниками и постоянная работа над улучшением процессов. Невозможно переоценить и роль наших квалифицированных сотрудников администрации Южно-Сахалинска и подведомственных учреждений, которые регулярно повышают свою компетенцию.
Мы открыты к обмену опытом и готовы делиться лучшими практиками с коллегами из других регионов. Уверен, что вместе мы можем выстроить общероссийскую культуру прозрачных и результативных закупок.
Еще раз выражаю искреннюю признательность организаторам «Национального рейтинга прозрачности закупок» за возможность принять участие в таком важном мероприятии. Желаю успехов в развитии и популяризации лучших практик в области госзакупок!»
Сергей Михайлович
Владивосток продолжает развиваться и быть крупнейшим центром Дальнего Востока в региональной торговой деятельности, бизнес-сотрудничестве и экономическом обмене между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанском региона.
Сегодня мы акцентируем внимание на совершенствовании модели социально-экономического развития города, основанной на создании конкурентоспособного инвестиционного климата, привлечении прямых инвестиций, росте деловой активности.
Важнейшей стратегической задачей закупочной политики администрации города Владивостока является постоянное совершенствование и повышение эффективности системы муниципальных закупок товаров, работ, услуг с целью рационального расходования средств городского бюджета.
Централизация осуществления закупок, особое внимание подготовке квалифицированных специалистов, строгий контроль со стороны администрации города Владивостока позволяют обеспечить строгое соблюдение требований законодательства в сфере закупок, предупредить проявления коррупции и иных злоупотреблений при формировании и исполнении бюджета города Владивостока, обеспечить открытость, прозрачность муниципальных закупок и развитие добросовестной конкуренции.
Особое внимание в своей деятельности мы уделяем сотрудничеству с представителями малого и среднего предпринимательства. В числе приоритетных задач - обеспечение равнозначного и прозрачного доступа субъектов малого и среднего бизнеса к участию в закупках.
Участие в проекте «Национальный рейтинг прозрачности закупок» позволяет получить профессиональную независимую оценку проделанной работы и стимулирует к совершенствованию системы муниципальных закупок.
В заключение хочу выразить особую благодарность организаторам проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» за проведение столь важной и нужной работы, способствующей развитию системы закупок в Российской Федерации.
Мартынов Сергей Владимирович
Город Краснодар является постоянным участником проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» с 2010 года. За этот период вся система государственных и муниципальных закупок претерпела значительную трансформацию и данный процесс только набирает обороты, ставя перед нами новые задачи и поднимая планку профессиональной подготовки каждого задействованного в нём участника.
В настоящее время Краснодар является интенсивно развивающимся городом-миллионником и занимает лидирующие позиции по качеству жизни и уровню экономического развития, а также активно привлекает инвестиции, что делает его одним из самых динамичных городов России.
Существующая централизованная система закупок муниципального образования город Краснодар, реализуемая в рамках законодательства в сфере закупок, а также внедрение в закупочную деятельность современных сервисов и технологий, позволяют решать не только такие важные задачи, как обеспечение открытости и прозрачности закупок, противодействие коррупции при осуществлении закупок, повышение эффективности закупок и создание условий для конкурентной среды, но и способствуют обеспечению повышения качества уровня жизни и комфортному проживанию жителей на территории города, а также достижению широкого круга социально-экономических целей, развитию отдельных отраслей производства, поддержки малого и среднего бизнеса, рациональному и эффективному расходованию бюджетных средств.
От имени администрации муниципального образования город Краснодар выражаю искреннюю признательность и благодарность организаторам и экспертам проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» за высокую оценку закупочной деятельности муниципального образования город Краснодар, а также за реализуемый на протяжении 20 лет проект, который позволяет заказчикам всех уровней получать объективную оценку своих достижений, выявлять проблемные вопросы и своевременно определять пути их решения, совершенствовать собственную систему закупок, анализируя лучшие практики и перенимая опыт коллег.
В юбилейный год 20-летия создания проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» желаем, чтобы накопленный вашей слаженной командой профессионалов опыт и потенциал способствовали воплощению в жизнь новых крупномасштабных и долгосрочных проектов.
На протяжении 14 лет Хабаровск является постоянным участником проекта и занимает лидирующую позицию среди российских городов с высочайшим уровнем прозрачности закупок. Это важное достижение, которое говорит о качестве управления, благоприятном инвестиционном климате и снижении коррупционных рисков.
Проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» в очередной раз доказывает свою пользу для заказчиков, которые могут усовершенствовать анализ методов планирования, сбора и оценки статистических данных в закупочной деятельности. Постоянное совершенствование закупочных процессов помогает повышать качество управления бюджетными средствами, снижать коррупционные риски. Максимальная открытость и прозрачность процедур затрудняют сговор недобросовестных участников и необоснованное завышение цен. Большая открытость привлекает большее количество поставщиков, в том числе из других регионов, что ведет к росту конкуренции. Одновременно Проект стимулирует развитие профессионализма, инициативность, стремление к инновациям.
Одним из значимых направлений в совершенствовании закупочных процессов стал перевод закупок малого объема на электронные площадки и вовлечение малого и среднего бизнеса в систему муниципальных закупок. Это поспособствовало тому, что закупки стали более контролируемыми, увеличилась их доля у субъектов малого предпринимательства, показатель конкурентной активности стал выше, что в первую очередь положительно влияет на возможность получения максимальной разницы между начальной максимальной ценой закупочной процедуры и ценой заключенного контракта, а значит, и на повышение экономической эффективности.
Наши усилия направлены на решение задач по соблюдению законодательства на всех стадиях закупочного процесса, цифровизации муниципальных закупок через единую информационную систему при взаимодействии с электронными торговыми площадками.
Уверен, что реализация Проекта будет и в дальнейшем способствовать обеспечению условий для развития конкурентной среды, рациональному и эффективному расходованию бюджетных средств.
Антонова Елена Владимировна
С 2019 года город Нижний Новгород активно принимает участие в ежегодном проекте «Национальный рейтинг прозрачности закупок», который является современной площадкой, позволяющей не только оценить состояние контрактной системы России и финансовые потери государства в стремительно меняющихся условиях экономики, но и определить будущие направления повышения качества и эффективности проводимой работы в сфере закупок.
Максимальная открытость и прозрачность проводимых муниципальных закупок, эффективность расходования бюджетных средств всегда были и остаются основными стратегическими задачами закупочной политики города Нижнего Новгорода.
Полученная по итогам 2023 года наивысшая оценка в категории «Гарантированная прозрачность» не только отражает высокий уровень эффективности закупочной деятельности города, но и служит дополнительным стимулом развитию, совершенствованию и достижению наилучших результатов муниципалитета в сфере закупок.
От лица администрации города Нижнего Новгорода выражаю благодарность и признательность организаторам и экспертам «Национального рейтинга прозрачности закупок» за возможность участия в данном проекте.
Чубко Оксана Романовна
Уважаемые организаторы и участники проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок»!
Последние пять лет муниципальное образование городской округ Симферополь Республики Крым твердо занимает лидирующую позицию в «Национальном рейтинге прозрачности закупок» и удостаивается высокой оценки гильдии «Гарантированная прозрачность».
Выбранный вектор политики в сфере закупок муниципального образования городской округ
Симферополь направлен на максимальную эффективность закупочного процесса, путём приобретения наилучших товаров, работ, услуг для нужд муниципальных заказчиков, при этом сохраняя прозрачность процедур, соблюдая принцип экономии бюджетных средств, что способствует развитию экономики муниципалитета в целом.
Стоит отметить, что проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» является важным инструментом мониторинга и оценки эффективности системы закупок в Российской Федерации, а также способствует формированию положительного имиджа государственных и муниципальных заказчиков в указанной сфере.
Благодарю за высокую и независимую оценку нашей деятельности. Уверена в дальнейшей дружбе и плодотворном сотрудничестве!
Трубецкой Андрей Александрович
Сургутский район — один из крупнейших и значимых муниципалитетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Его территория охватывает 13 поселений, 25 населенных пунктов, объединяющих 131 тысячу человек. Район отличается высоким уровнем промышленного и социального развития, играет важную роль в формировании экономической базы округа и входит в число лидеров по масштабам хозяйственной деятельности: район обеспечивает треть всего промышленного производства Югры, каждая седьмая тонна российской нефти добыта именно в Сургутском районе. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — это ключевой инструмент эффективного расходования бюджетных средств, повышения качества предоставляемых услуг и развития конкурентной среды. Для нашего муниципального образования она имеет стратегическое значение, так как напрямую влияет на социально-экономическое развитие территории, уровень комфорта и благосостояния жителей. По итогам 2024 года заказчиками района совершен рекордный объем закупок — более 8 тысяч почти на 9 млрд рублей, что является беспрецедентной цифрой — самой высокой за всю историю Сургутского района. Это в полтора раза выше уровня 2023 года.
Муниципалитет в 7 раз принимает участие в проекте, за эти годы был проделан большой путь от «Базового» уровня прозрачности до наивысшего «Гарантированного». Это стало возможным благодаря реализации стратегии повышения эффективности системы закупок. В 2017 году в Сургутском районе заработала единая платформа для малых закупок – «Электронный магазин Сургутского района». По итогам 2024 года 80% контрактов с единственным поставщиком находится в конкурентном поле и заключается через электронный магазин. С 2018 года внедрена автоматизированная информационная система «Госзаказ», сегодня с помощью этой системы мы полностью перевели в цифровой формат процесс осуществления закупок: от планирования до оплаты и исполнения контракта. Большое внимание уделяется закупкам социальной направленности. В 2021 году практика «Организация закупок продуктов питания для учреждений образования Сургутского района» включена в «Реестр передовых практик реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок» Гильдии отечественных закупщиков. В 2022 году практика «Система повышения компетентности сотрудников, осуществляющих реализацию Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальный нужд» внесена в реестр лучших практик реализации норм законодательства в сфере закупок Гильдии отечественных закупщиков»».
Важным направлением развития является переход к долгосрочному планированию, основанному на реальных потребностях муниципалитета и прогнозировании социально-экономического развития.
Развитие контрактной системы открывает новые возможности для привлечения местных подрядчиков и поставщиков, поддержки инновационных и экологически ориентированных проектов, создания современных объектов социальной инфраструктуры, повышения доверия граждан к органам местного самоуправления. Вектор развития контрактной системы в Сургутском районе направлен на укрепление принципов открытости, справедливой конкуренции и результативности. Это позволяет эффективно решать задачи социального и экономического развития территории, создавая условия для устойчивого роста и повышения качества жизни населения.
Благодарю организационный комитет Национального рейтинга прозрачности закупок за оценку нашей деятельности в сфере закупок. Участие в проекте для нас еще один стимул на развитие и повышение эффективности работы в этом направлении.
Поздравляю вас с двадцатилетием. Это значимое событие, которое символизирует не только долгий путь и достижения, но и огромное количество усилий и преданности, вложенных в этот проект. Продолжения успеха – пусть все ваши начинания и планы реализуются с легкостью и приносят только положительные результаты. Желаю новых идей и вдохновения, стабильного роста и развития, преданных партнеров, устойчивости и процветания.
Александр Александрович Новиков
В этом году проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» празднует своё двадцатилетие!
Проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» представляет собой важный инструмент оценки эффективности и открытости системы государственных и муниципальных закупок.
Город Смоленск на протяжении многих лет входит в число лидеров рейтинга, получая наивысшую оценку «Гарантированная прозрачность» среди муниципальных образований Российской Федерации и участие в данном рейтинге является возможностью объективно оценить свою работу и выявить зоны роста. Ознакомление с ежегодными итогами рейтинга дает возможность изучения лучших практик организации процесса закупок других муниципальных образований, способствует обмену опытом.
В Смоленске, городе с уникальным историческим наследием, за последние несколько лет сделан огромный рывок в развитии городской инфраструктуры, появляются новые скверы, парки, обновляются фасады домов, обустраивается архитектурно-художественная подсветка, проводится кампания направленная на долгосрочную устойчивость городской среды в рамках которой ведутся работы по капитальному обновлению коммуникаций. Грамотная организация закупочного процесса в соответствии с Законом о контрактной системе позволяет справляться с любыми экономическими вызовами и ускорять развитие города.
Итоги рейтинга позволяют говорить о том, что на муниципальном уровне выстроена эффективная система организации процесса закупок. Результат достигается во многом благодаря многолетнему опыту и успешной практике. Централизация при размещении закупок обеспечивает их эффективность и прозрачность, экономию бюджетных средств, минимизацию рисков коррупции, снижение количества обоснованных жалоб в УФАС на положения извещений и работу комиссий. Использование информационной системы и переход на цифровой документооборот позволяет сокращать сроки согласования документов на проведение конкурентных закупок, снижает трудозатраты, позволяет оперативно размещать закупки, что приводит к ускоренному уровню контрактации. Реализуется практика проведения совместных торгов. Ведется работа по увеличению доли закупок малого объема, проводимых заказчиками города Смоленска через электронный магазин, что позволяет получать дополнительную экономию и выводить малые закупки в конкурентное поле.
Таким образом, практика города Смоленска демонстрирует, насколько важно наличие четких механизмов контроля и анализа процессов закупок. Эти шаги позволят городу поддерживать высокий уровень прозрачности и эффективности в осуществлении закупок, сохраняя лидирующую позицию в национальном рейтинге прозрачности закупок.
Продолжение участия в Национальном рейтинге позволит отслеживать прогресс и своевременно реагировать на возникающие проблемы, обеспечивая дальнейшее развитие и улучшение закупочной деятельности города Смоленска.
Поздравляем организаторов и всех участников проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» с юбилеем и желаем дальнейших успехов в развитии эффективной системы закупок в нашей стране!
Иван Иванович Ульянченко
Город Ставрополь участвует в проекте «Национальный рейтинг прозрачности закупок» с 2012 года и двенадцать раз отмечен статусом «Гарантированная прозрачность». За это время администрацией города Ставрополя проделана большая работа по развитию эффективной системы муниципальных закупок, необходимое условие функционирования которой –
следование принципам контрактной системы в строгом соответствии с требованиями законодательства. Централизация всех конкурентных процедур в целях организации единого подхода к закупкам в городе Ставрополе, методическое сопровождение заказчиков для повышения уровня их профессионализма, цифровизация закупок малого объема, внимание
обоснованности начальной (максимальной) цены контракта способствуют обеспечению прозрачности закупок, минимизации нарушений и злоупотреблений, развитию добросовестной конкуренции.
Однако основной задачей при осуществлении закупок мы считаем их результат – своевременное обеспечение заказчиков (а главное – жителей города) товарами, работами и услугами, реализацию социальных и инфраструктурных проектов при рациональном расходовании средств. Кроме того, закупочная деятельность должна содействовать развитию
экономики и укреплению доверия предпринимателей к городским властям.Поэтому перед нами стоит задача по дальнейшему совершенствованию системы закупок, позволяющей оперативно реагировать на изменения в законодательстве и отвечать современным требованиям и тенденциям.
Участие в Национальном рейтинге прозрачности закупок позволяет администрации города Ставрополя получать независимую профессиональную оценку своей деятельности в сфере закупок, выявлять ее сильные и слабые стороны, а также возможности для улучшения и
оптимизации, перенимать позитивный опыт других заказчиков и в целом проанализировать свое положение в системе госзакупок России.
Администрация города Ставрополя выражает признательность организационному комитету Национального рейтинга прозрачности закупок, экспертному совету и аналитикам за высокую оценку и поздравляет проект с 20-летним юбилеем. Желаем проекту процветания, новых возможностей, высот и успехов и надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Кириленко Артём Михайлович
Сотрудничество города Сургута с проектом насчитывает более 10 лет.
По итогам 2023 года мы в очередной раз подтвердили статус «Гарантированная
прозрачность» в сегменте «Муниципальные заказчики».
В 2023 году, как и ранее, основным направлением закупочной деятельности нашего муниципалитета является своевременное и эффективное осуществление закупок, достижение заданных результатов, рациональное расходование бюджетных средств. Успешность закупочных процессов обеспечивается посредством их централизации и цифровизации, также продолжается работа по электронизации закупок малого объема.
Лидирующая позиция Сургута в рейтинге является дополнительным подтверждением правильности выбранного вектора развития системы закупок города.
Надеемся, что система закупок, выстроенная с учетом особенностей и потребностей заказчиков нашего города, наработанный опыт организации закупочной деятельности позволит Сургуту и в дальнейшем сохранять достойные позиции в рейтинге и способствовать формированию положительного имиджа муниципалитета в данной сфере.
Сибирева Анна Александровна
Участие в Национальном рейтинге прозрачности закупок является мероприятием здоровой и продуктивной конкуренции внутри профессионального сообщества уполномоченных органов, заказчиков.
Результаты оценки эффективности рассматриваются не только с позиции собственных достижений, городу Челябинск присвоена наивысшая «Гарантированная степень прозрачности», но и как возможность обмена наилучшими практиками в целях совершенствования системы муниципального управления в сфере закупок.
В настоящее время роль контрактной системы в обеспечении реализации стратегических целей и задач существенно возрастает. В этой связи немаловажно снижение трансакционных издержек для доступа к закупкам, выстраивание отношений между участниками закупочного процесса на принципах транспарентности, эффективного взаимодействия публичной власти, гражданского общества, бизнеса.
В условиях централизованной модели управления закупками города применяются различные механизмы, направленные на достижение эффективности и результативности обеспечения муниципальных нужд, при этом высокая оценка предопределяется прежде всего слаженной работой команды.
Надеемся на дальнейшие успехи и желаем удачи всем участникам проекта!