Информационный материал
Госзаказ и санкции:
Как новые правила меняют
игру для поставщиков
Анализ влияния распоряжения Правительства РФ № 744-р на рынок государственных и муниципальных закупок
Недостаток конкуренции может существенно изменить структуру рынка в этих областях и привести к его монополизации.

С начала 2022 года, в связи с санкционными ограничениями, наложенными со стороны Недружественных стран, сфера государственного и муниципального заказа претерпела значительные изменения, адаптируясь к новым условиям.
С каждым годом участие в государственных торгах становится все менее доступным для поставщиков. 29 марта 2024 года вышло распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.03.2024 № 744-р об исключении 144 товарных групп из публичного поля: извещения на закупку этих товаров не подлежат публикации в открытом доступе для общественности, на официальном сайте закупок ЕИС.

Аналитический центр проекта Национальный рейтинг прозрачности закупок провел глубокий анализ процедур, относящихся к указанным в распоряжении № 744-р товарным группам.

Целью исследования стала оценка влияния данного распоряжения на государственный заказ в целом. А именно, выявить, какие отрасли затронуты этим решением, оценить уровень конкурентной борьбы, предположить возможные объемы потерь на рынке государственного заказа и определить масштаб воздействия на бизнес в данной сфере.

Распоряжение включает в себя семь основных разделов верхнего уровня ОКПД 2:
  • Продукция обрабатывающих производств,
  • Сооружения и строительные работы,
  • Услуги по оптовой и розничной торговле; услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов,
  • Услуги транспорта и складского хозяйства,
  • Услуги в области информации и связи,
  • Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью,
  • Услуги административные и вспомогательные

По 55 товарным группам закупочных процедур по итогам 2023 года не было объявлено ни одной конкурентной закупочной процедуры. Закупочные извещения на 89 остальных номенклатурных групп по доле составили: 2,59% по количеству и 1,69% по сумме, а заключенные контракты - 2,64% по количеству и 1,46% по сумме от общего объема госзаказа за 2023 год, который в свою очередь составил 10,7 трлн руб, по сумме и 2 422 361 по количеству соответственно.

В топ 5 групп по ОКПД 2 по общей сумме осуществленных конкурентных закупок и количеству извещений входят следующие услуги и работы:


Средний уровень конкуренции в самых многочисленных классах ОКПД 2, указанных выше, составляет 2,81 поставщика на закупку при средней цене контракта 1,92 млн. руб. Проект НРПЗ всесторонне исследует уровень конкуренции на протяжении многих лет и данные показатели уровня конкуренции являются высококонкурентной средой, с большим количеством потенциальных участников.

Наибольший уровень конкуренции соответствует классам:

  • 43 - Работы строительные специализированные – 3,33 участника при средней цене контракта 2,13 млн. руб.
  • 71 - Услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа – 3,32 участника при средней цене контракта 0,58 млн. руб.

Самый низкий уровень конкуренции – 1,42 и наибольшая средняя цена контракта - 261,48 млн. руб. : класс 72 Услуги и работы, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками.

По классу 49 Услуги сухопутного и трубопроводного транспорта уровень конкуренции – 2,75 при средней цене контракта – 1,21 млн. руб. и по классу 33 Услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования уровень конкуренции – 2,09 при средней цене контракта – 1,83 млн. руб.

Сумма и количество закупочных процедур, включенных в распоряжение Правительства РФ № 744-р за 2023 год, составляют небольшую часть от общего объема государственных и муниципальных закупок. Однако, это распоряжение может оказать влияние на национальный рынок закупок: снизить уровень конкуренции при закупке товаров, работ и услуг по 144 указанным товарным группам и повысить среднюю цену контрактов, что уменьшит экономическую эффективность заказчиков. Более значительные и негативные последствия могут затронуть отдельных поставщиков, которые специализируются в этих сферах. Недостаток конкуренции может существенно изменить структуру рынка в этих областях и привести к его монополизации.