Объявлены результаты исследования

«Национальный рейтинг прозрачности закупок 2023»

Рис. 1. Распределение объёмов государственных и корпоративных закупок

на национальном рынке за период с 01.07.22 по 30.06.23 гг.

В рамках исследования национального рынка закупок аналитическим центром проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» (далее НРПЗ) было проанализировано более 4,3 млн процедур, опубликованных в Единой Информационной системе за период с 01.07.2022 по 30.06.2023 и суммарный объём которых составил 24,28 трлн рублей.

За исследуемый период общий финансовый объем рынка государственного заказа составил 60,41%, а именно 14,67 трлн рублей. Общая стоимость процедур увеличилась в 1,1 раз (на 1,31 трлн руб.) по сравнению с прошлым годом. Данный показатель полностью отражает тот факт, что потребности государственного сектора стабильны с учетом инфляции. Общая стоимость контрактов составила порядка 10,99 трлн рублей.

В корпоративном секторе в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 06.03.2022 N 301 «Об основаниях неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» наблюдается значительное снижение опубликованных закупок. За период НРПЗ 2023 в секторе 223-ФЗ было проанализировано порядка 962 тыс. закупочных процедур, начальная максимальная цена которых составила 9,61 трлн рублей. По сравнению с НРПЗ 2022 количество опубликованных закупок снизилось на 9,9%, а сумма опубликованных закупок уменьшилась на 21,2% (в абсолютном значении на 2,58 трлн руб.). За периоды НРПЗ 2021 - НРПЗ 2023 наблюдается значительное снижение опубликованных закупок: по количеству — на 17,8% и по сумме — на 40,9%. Общая стоимость контрактов составила 9,13 трлн рублей, что ниже в 1,7 раза по сравнению с прошлым отчётным периодом. За период с 01.07.2022 по 30.06.2023 общее снижение по количеству составило 9,92%, по сумме — 41,75%.

По итогам анализа рынка государственных и корпоративных закупок за период НРПЗ 2022 была отмечена самая низкая конкуренция, начиная с 2014 года - 2,36 поданных и 2,23 допущенных заявки на процедуру в госсекторе. За период проведения исследования 2022-2023 годов наблюдается положительная динамика уровня конкуренции на закупочных процедурах по всем сегментам рынка. В разрезе 44-ФЗ среднее число поданных заявок на конкурентную процедуру равно 2,51 ед., среднее число допущенных заявок – 2,35 ед. В разрезе 223-ФЗ среднее число поданных заявок на конкурентную закупочную процедуру составило 2,03 ед., среднее число допущенных заявок – 1,85 ед.

Рисунок 2. Динамика уровня конкуренции 44-ФЗ 2014-2023гг
Увеличение уровня конкуренции положительно сказывается на экономической эффективности проведенных закупок. Средний дисконт по государственному сектору вырос в 1,2 раза с прошлого года и составил 4,93%. Также наблюдается увеличение среднего дисконта по итогам проведения закупочных процедур в разрезе корпоративных закупок в 1,33 раза и составляет 6,64%.

Проект НРПЗ проводится ежегодно, и его основной целью является непрерывный мониторинг закупочных процедур, что позволяет в динамике отслеживать тенденции на российском рынке закупок. Например, впервые за 10 лет зафиксирована положительная динамика уменьшения доли контрактов, заключенных с дисконтом со снижением менее 1% и увеличением доли контрактов, заключенных с дисконтом, со снижением более 20% как в рамках 44-ФЗ, так и в 223-ФЗ.

Согласно исследованию, в государственном секторе средняя доля контрактов, заключенных по НМЦК, составила 47,52%, что ниже прошлогоднего значения на 2,48%; доля расторгнутых контрактов уменьшилась в 1,7 раза и составила 5,52%. На корпоративном рынке закупок наблюдается увеличение в 1,2 раза доли контрактов, заключенных по итогам специализированных закупочных процедур среди СМП, как по количеству (42,39%), так и по сумме (22,07%). Средняя суммарная доля контрактов, заключенных по итогам несостоявшихся закупочных процедур, осталась неизменной и составила 63,22% от общей суммы заключенных контрактов за период исследования. Средняя доля расторгнутых контрактов уменьшилась в 1,2 раза и по количеству составила 3,54%.

За период проведения исследования 2022-2023 годов наблюдается благоприятная тенденция увеличения конкурентной активности поставщиков и заказчиков в обоих нормативных полях при проведении закупочных процедур: снижение доли конкурентных процедур без заявок и увеличение доли конкурентных процедур с четырьмя и более поданными заявками, что положительно влияет на экономические показатели.
На протяжении многих периодов исследований НРПЗ электронный аукцион являлся самым востребованным способом осуществления закупочных процедур. И за период проведения исследования 2022-2023 годов количественная доля электронного аукциона является значительной и составляет 85,31% от общего числа проведенных конкурентных закупочных процедур. Тем не менее за периоды НРПЗ 2020 - НРПЗ 2023 наблюдается устойчивое уменьшение суммарной доли электронного аукциона в общем объеме конкурентных закупок: показатель снизился в 1,4 раза и составил 59,70%.
Также за периоды НРПЗ 2020 – НРПЗ 2023 наблюдается динамика ежегодного увеличения суммарной доли электронного конкурса: за 4 периода исследования рост показателя произошел в 5 раз, и показатель достиг максимального своего значения – 38,82%.

Запрос котировок продолжает оставаться наименее востребованным электронным конкурентным способом определения поставщика – 1, 24%.
В разрезе 223-ФЗ отсутствует четкое урегулирование способов определения поставщика, и, при этом, на нетиповой способ осуществления закупки приходится 47,10% от общей суммы опубликованных закупок и 20,93% от общего числа закупок, следовательно, эта часть процедур была проведена в соответствии с положением каждого отдельного заказчика. Было выявлено, что за период исследования у заказчиков, оставшихся в публичном поле, наблюдается увеличение суммарной и количественной долей закупок у единственного поставщика. За период проведения исследования 2022-2023 годов — это 15,6% и 31,3% соответственно.

Рейтинг прозрачности государственных и корпоративных заказчиков Российской Федерации составляется в рамках ежегодного исследования, является сравнительным анализом закупочной деятельности крупнейших заказчиков страны и публикуется с 2006 года.


Участниками Рейтинга прозрачности в этом году стали 315 заказчиков, а именно:

  • 58 крупнейших государственных заказчиков федерального уровня — министерства и ведомства;
  • 85 региональных заказчиков — субъекты РФ;
  • 87 муниципальных заказчиков — крупнейшие муниципальные образования страны;
  • 85 корпоративных заказчиков — крупнейшие организации и унитарные предприятия, осуществляющие размещение заказа в рамках 223-ФЗ.

Лидерами Национального рейтинга прозрачности закупок 2023, получившими статус «Гарантированная прозрачность», стали:



Секция государственных заказчиков федерального уровня:


  • Министерство энергетики Российской Федерации
  • Федеральная служба государственной статистики
  • Федеральная служба по труду и занятости
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации

Секция государственных заказчиков регионального уровня:


  • г. Москва
  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Тамбовская область
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Саратовская область
  • г. Севастополь
  • Смоленская область
  • Тюменская область
  • Республика Саха (Якутия)

Секция государственных заказчиков муниципального уровня:


  • Сургут
  • Нижний Новгород
  • Краснодар
  • Южно-Сахалинск
  • Хабаровск
  • Сургутский район ХМАО-Югра
  • Смоленск
  • Челябинск
  • Симферополь
  • Ставрополь
  • Владивосток

Секция государственных заказчиков корпоративного уровня:


  • АО «Росгео»
  • ПАО «Новороссийский морской торговый порт»
  • АО «Мособлгаз»
  • АО «МОСГАЗ»
  • АО «Мосводоканал»
  • ПАО «Ростелеком»
  • ГУП «Петербургский метрополитен»
  • Госкорпорация «Росатом»
  • АО «Россельхозбанк»