Национальный режим, конкуренция и экономия: итоги госзакупок за 2025 год
Москва, 5 декабря 2025 года.
Результаты исследования Национального рейтинга прозрачности закупок – 2025 показывают, что российский рынок государственных и муниципальных закупок выдерживает нагрузку и успешно справляется с чередой вызовов последних лет.

Ключевые показатели системы — уровень конкуренции, экономическая эффективность и прозрачность процедур — сохраняют стабильные значения, подтверждая предсказуемость контрактной системы.

Эксперты проанализировали 3,2 млн закупочных процедур на общую сумму более 15,8 трлн руб. в госсекторе за период IIп. 2024 года и Iп. 2025 года.


От заявленной конкуренции к качеству

Аналитики НРПЗ отмечают, что конъюнктура российского рынка поставщика товаров, работ и услуг находится в состоянии структурных изменений: часть поставщиков укрупняется, часть ушла в более простые и понятные сегменты —корпоративные и частные заказы, но ядро активных и опытных участников по 44-ФЗ сохраняется.

Средний уровень конкуренции в государственных и муниципальных закупках составил 2,16 участника на процедуру, что стало минимальным за последние годы.

По словам аналитиков, снижение количества участников при сохранении устойчивого уровня дисконта говорит об естественном эффекте консолидации поставщиков и введения национального режима закупок: когда в конкурентной борьбе остаются ограниченное число сильных, финансово устойчивых игроков — это повышает качество исполнения контрактов.

В то же время на каждую 4-ю процедуру (24,16%) пришло 2-3 участника, каждая пятая закупка (18,6%) прошла при четырёх и более поданных заявках, что указывает на наличие сегментов с устойчивой и активной конкуренцией — прежде всего в строительных работах, дополнительном профессиональном образовании, поставках бумаги и печатных услуг, ремонте оборудования, страховании, а также клининге и содержании территорий.

Экономическая эффективность процедур сохраняется

Экономическая эффективность закупок остаётся на прежнем уровне, несмотря на снижение числа участников. Заказчики точнее рассчитывают начальные цены контрактов, а рынок перешёл от гонки за количеством участников к контролю качества исполнения.

Средний дисконт по итогам торгов составил 4,49% — рынок перестал “перегреваться” за счёт демпинга новых игроков, а ценовые предложения участников стали более реалистичными.

Успех реформы закупок 2022 года

Благодаря пакету оптимизационных поправок структура способов закупок стала более приближенной к реальным потребностям государства. Если раньше рынок строился преимущественно под модель аукциона, сейчас заказчики всё чаще выбирают процедуру исходя из специфики предмета закупки, качества требуемых услуг и скорости проведения, а не только из ценового критерия.

С переводом всех закупок государственных и муниципальных заказчиков в электронную форму доля электронных аукционов снижается в общем объёме госзаказа, но на 2025 год продолжает удерживать позицию лидера — 55% по количеству и 49% в деньгах, со средним снижением в 6,6%.

Начиная с 2021 года успешная государственная политика реализации национальных проектов способствовала росту объёмов стоимости электронных конкурсов, доля которых достигла почти 35%, что является максимальным значением за последние 10 лет.

Активно в последние годы растёт и доля запросов котировок — быстрого и наиболее эффективного способа определения поставщика (экономия на уровне 9,11%), востребованного прежде всего у муниципальных заказчиков и малого бизнеса.

Малый бизнес удерживает позиции

Малый и средний бизнес (МСП) остаётся главным исполнителем госзаказа. По итогам 2025 года доля контрактов, заключённых с МСП, составила 42% по объёму и 67% по количеству.

Муниципальные заказчики демонстрируют рост доли контрактов с МСП на 3 п.п., что подтверждает эффективность региональных программ поддержки предпринимательства.

Потенциал эффективности контактной системы

Аналитическим центром НРПЗ были исследованы несостоявшиеся закупочные процедуры, т.е. закупки без заявок, с одной поданной заявкой, с единственной соответствующей заявкой (со всеми отклоненными заявками, кроме одной) и с отклонёнными заявками.

Аналитический центр НРПЗ на протяжении 10 лет ведет оценку теоретической экономии средств государства при увеличении уровня конкуренции, высчитывая разницу между фактической экономией в условиях отсутствия конкуренции и потенциальной экономией при снижении НМЦК в условиях оптимальной конкуренции.

В этом году при незначительном повышении среднего количества участников до 3-х заявок на процедуру дополнительная потенциальная экономия бюджета могла бы составить до 791,5 млрд рублей.

Национальный режим закупок: положительное влияние на конкуренцию и ценовую эффективность

С 1 января 2025 года вступили в силу обновлённые требования национального режима. Аналитический центр НРПЗ провёл исследование динамики импортозамещения и соблюдения новых правил государственными и муниципальными заказчиками. Результаты показывают, что национальный режим поддерживает конкуренцию и помогает экономить бюджет даже при изменениях на рынке.

По итогам I полугодия 2025 года объём закупок, подпадающих под ограничения и условия национального режима, составил 1,32 трлн руб. (19% совокупного объёма), что соответствует 645 тыс. процедур (51,4% по количеству).

Несмотря на сокращение числа активных поставщиков на ряде сегментов, национальный режим обеспечил рост конкуренции за Iп. 2025 года:

  • среднее количество поданных заявок увеличилось до 2,35 (против 2,12 за аналогичный период 2024 года),
  • число допущенных заявок — до 2,18 (2,01),
  • средний дисконт вырос до 12,51% (11,13%).

Виктор Симоненко, Председатель организационного комитета проекта НРПЗ отмечает, что национальный режим выступает рабочим инструментом стабилизации рынка и достижения целей импортозамещения. Основным результатом исследования является рост эффективности контрактования: 40% закупок дали экономию, доля НМЦК-контрактов снизилась до 52%. При этом доля незаключённых контрактов по национальному режиму снизилась до 8%, что является одним из лучших показателей последних лет.

Лидеры рейтинга прозрачности закупок
Федеральный уровень: Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодёжи, Федеральная служба по труду и занятости, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации.

Региональный уровень: г. Москва, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тамбовская область, Саратовская область, Чувашская Республика - Чувашия, Тюменская область, ЯмалоНенецкий автономный округ, Смоленская область, г. Севастополь, Республика Саха (Якутия).

Муниципальный уровень: Сургут, Южно-Сахалинск, Краснодар, Владивосток, Симферополь, Нижний Новгород, Хабаровск, Сургутский район ХМАО-Югра, Смоленск, Челябинск, Ставрополь.

Полный список победителей и номинантов доступен на сайте проекта НРПЗ https://www.nrpz.ru/nrpz2025

Как создавался рейтинг

Рейтинг формируется на основе данных Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru), официальных сайтов заказчиков и анкет, предоставленных участниками.

Основной метод — перекрёстный анализ, позволяющий сопоставлять показатели заказчиков одного уровня. Все заказчики — федеральные, региональные и муниципальные — оцениваются по единым критериям, включая уровень конкуренции, прозрачность, эффективность, долю несостоявшихся процедур и участие малого бизнеса. Дополнительно для оценки эффективности закупок субъектов и муниципалитетов проводится анализ по экономическим районам РФ для учёта территориальных особенностей.

Значение рейтинга

Национальный рейтинг прозрачности закупок — крупнейшее исследование, непрерывно оценивающее эффективность, открытость и зрелость системы госзаказа в России, начиная с 2006 года. В 2025 году проект отмечает свой 20-летний юбилей: НРПЗ прошёл путь от пилотной инициативы до ведущего аналитического центра, обеспечивающего непрерывный мониторинг и оценку зрелости закупочной системы страны.

Проект стал зеркалом развития российской контрактной системы, отражая ключевые этапы — от первых электронных аукционов до современной цифровой экосистемы. Сегодня НРПЗ — независимый исследовательский центр, объединяющий опыт двух десятилетий, данные миллионов процедур, тысяч заказчиков и поставщиков, а также экспертизу ведущих специалистов рынка. Рейтинг служит инструментом обратной связи между заказчиками, поставщиками и органами власти, помогая развивать практики добросовестной конкуренции и совершенствовать закупочные процессы.

Контакты для СМИ:

Организационный комитет проекта НРПЗ: +7 (499) 288‑13‑28, org@nrpz.ru
Координатор: Валяева Оксана, +7 903 688‑60‑73, o.valyaeva@nrpz.ru