Результаты исследования Национального рейтинга прозрачности закупок – 2025 показывают, что российский рынок государственных и муниципальных закупок выдерживает нагрузку и успешно справляется с чередой вызовов последних лет.
Ключевые показатели системы — уровень конкуренции, экономическая эффективность и прозрачность процедур — сохраняют стабильные значения, подтверждая предсказуемость контрактной системы.
Эксперты проанализировали 3,2 млн закупочных процедур на общую сумму более 15,8 трлн руб. в госсекторе за период IIп. 2024 года и Iп. 2025 года.
От заявленной конкуренции к качествуАналитики НРПЗ отмечают, что конъюнктура российского рынка поставщика товаров, работ и услуг находится в состоянии структурных изменений: часть поставщиков укрупняется, часть ушла в более простые и понятные сегменты —корпоративные и частные заказы, но ядро активных и опытных участников по 44-ФЗ сохраняется.
Средний уровень конкуренции в государственных и муниципальных закупках составил 2,16 участника на процедуру, что стало минимальным за последние годы.
По словам аналитиков, снижение количества участников при сохранении устойчивого уровня дисконта говорит об естественном эффекте консолидации поставщиков и введения национального режима закупок: когда в конкурентной борьбе остаются ограниченное число сильных, финансово устойчивых игроков — это повышает качество исполнения контрактов.
В то же время на каждую 4-ю процедуру (24,16%) пришло 2-3 участника, каждая пятая закупка (18,6%) прошла при четырёх и более поданных заявках, что указывает на наличие сегментов с устойчивой и активной конкуренцией — прежде всего в строительных работах, дополнительном профессиональном образовании, поставках бумаги и печатных услуг, ремонте оборудования, страховании, а также клининге и содержании территорий.
Экономическая эффективность процедур сохраняетсяЭкономическая эффективность закупок остаётся на прежнем уровне, несмотря на снижение числа участников. Заказчики точнее рассчитывают начальные цены контрактов, а рынок перешёл от гонки за количеством участников к контролю качества исполнения.
Средний дисконт по итогам торгов составил 4,49% — рынок перестал “перегреваться” за счёт демпинга новых игроков, а ценовые предложения участников стали более реалистичными.
Успех реформы закупок 2022 годаБлагодаря пакету оптимизационных поправок структура способов закупок стала более приближенной к реальным потребностям государства. Если раньше рынок строился преимущественно под модель аукциона, сейчас заказчики всё чаще выбирают процедуру исходя из специфики предмета закупки, качества требуемых услуг и скорости проведения, а не только из ценового критерия.
С переводом всех закупок государственных и муниципальных заказчиков в электронную форму доля электронных аукционов снижается в общем объёме госзаказа, но на 2025 год продолжает удерживать позицию лидера — 55% по количеству и 49% в деньгах, со средним снижением в 6,6%.
Начиная с 2021 года успешная государственная политика реализации национальных проектов способствовала росту объёмов стоимости электронных конкурсов, доля которых достигла почти 35%, что является максимальным значением за последние 10 лет.
Активно в последние годы растёт и доля запросов котировок — быстрого и наиболее эффективного способа определения поставщика (экономия на уровне 9,11%), востребованного прежде всего у муниципальных заказчиков и малого бизнеса.
Малый бизнес удерживает позицииМалый и средний бизнес (МСП) остаётся главным исполнителем госзаказа. По итогам 2025 года доля контрактов, заключённых с МСП, составила 42% по объёму и 67% по количеству.
Муниципальные заказчики демонстрируют рост доли контрактов с МСП на 3 п.п., что подтверждает эффективность региональных программ поддержки предпринимательства.
Потенциал эффективности контактной системы Аналитическим центром НРПЗ были исследованы несостоявшиеся закупочные процедуры, т.е. закупки без заявок, с одной поданной заявкой, с единственной соответствующей заявкой (со всеми отклоненными заявками, кроме одной) и с отклонёнными заявками.
Аналитический центр НРПЗ на протяжении 10 лет ведет оценку теоретической экономии средств государства при увеличении уровня конкуренции, высчитывая разницу между фактической экономией в условиях отсутствия конкуренции и потенциальной экономией при снижении НМЦК в условиях оптимальной конкуренции.
В этом году при незначительном повышении среднего количества участников до 3-х заявок на процедуру дополнительная потенциальная экономия бюджета могла бы составить до 791,5 млрд рублей.
Национальный режим закупок: положительное влияние на конкуренцию и ценовую эффективность С 1 января 2025 года вступили в силу обновлённые требования национального режима. Аналитический центр НРПЗ провёл исследование динамики импортозамещения и соблюдения новых правил государственными и муниципальными заказчиками. Результаты показывают, что национальный режим поддерживает конкуренцию и помогает экономить бюджет даже при изменениях на рынке.
По итогам I полугодия 2025 года объём закупок, подпадающих под ограничения и условия национального режима, составил 1,32 трлн руб. (19% совокупного объёма), что соответствует 645 тыс. процедур (51,4% по количеству).
Несмотря на сокращение числа активных поставщиков на ряде сегментов, национальный режим обеспечил рост конкуренции за Iп. 2025 года:
- среднее количество поданных заявок увеличилось до 2,35 (против 2,12 за аналогичный период 2024 года),
- число допущенных заявок — до 2,18 (2,01),
- средний дисконт вырос до 12,51% (11,13%).
Виктор Симоненко, Председатель организационного комитета проекта НРПЗ отмечает, что национальный режим выступает рабочим инструментом стабилизации рынка и достижения целей импортозамещения. Основным результатом исследования является рост эффективности контрактования: 40% закупок дали экономию, доля НМЦК-контрактов снизилась до 52%. При этом доля незаключённых контрактов по национальному режиму снизилась до 8%, что является одним из лучших показателей последних лет.